(Продолжение. Начало см. здесь)
В своей книге «Почему мы покупаем» Пако Андерхилл рассказывает о поведении покупателей в магазине. Аналитики фиксируют, как человек заходит в магазин, идет он по часовой стрелке или против, где останавливается, куда смотрит и т. д. Мы сейчас занимаемся чем-то похожим в области подарков: замеряем, читаем, исследуем, расспрашиваем о том, что и как люди дарят. В этом посте мы поделимся некоторыми нашими наблюдениями и цифрами из проведенного недавно исследования.
И вы поймете, почему мы строим Giftery и верим в успех электронных подарочных сертификатов.
Тенденции и концепции
Первая важная тенденция в «подаркодарении», подтверждающая перспективность Giftery, — людям надоели бесполезные подарки. Они сами хотят делать выбор. Вот несколько тому доказательств.
Среди моих друзей и знакомых все популярнее становится такая модель дарения подарков: перед праздником составляется список того, что человек хочет, список отдается другу, который распределяет позиции между приглашенными (гости выбирают, что они готовы подарить). Список обычно состоит из конкретных вещей или позиции «сертификат в такой-то магазин». Механика, ранее использовавшаяся в основном на свадьбах, сейчас перекочевала на дни рождения, новоселья, рождение ребенка. Но люди не начинают просто дарить деньги, хочется сохранить магию подарка.
Кстати, Amazon запатентовал систему Gift conversion system. Допустим, у вас есть родственники и друзья, которые всегда дарят «невпопад». В системе можно поставить пометку, чтобы в случае заказа подарка для вас деньги, на него потраченные, автоматически конвертировались в деньги-сертификат Amazon. И вы уже сами сможете выбрать нужный подарок. Или другой вариант, более гуманный: чтобы все футболки менялись на размер больше. Родственникам о такой пометке не сообщается – все счастливы.
Вторая тенденция — дефицит времени. Люди все больше покупают в интернете: по данным РБК, рынок интернет-торговли растет на 26% в год (2010-2011) — быстрее, чем сектора туризма, общественного питания, продуктовой и непродуктовой розницы. Появляется все больше сервисов личных помощников, консьерж-сервисов, людей, которые постоят за вас в очереди – мы пытаемся всеми способами урвать еще немножко времени для себя. Выбор подарков также отнимает много времени — его легко можно сократить.
Подарочные цифры
В октябре мы провели онлайн-исследование, опросив 440 человек в возрасте от 20 до 45 лет в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Краснодаре, чтобы понять их предпочтения и привычки в подарочной теме.
В среднем опрашиваемые дарили 10-11 подарков в год, тратя на это в среднем 1863 рублей в месяц. 52% уже дарили пластиковые подарочные сертификаты. Самый высокий показатель (64%) по этому вопросу у группы с высоким уровнем дохода. Причины такого решения: человек может выбрать, что захочет (74%), для 44% это хороший вариант подарка малознакомым людям, 40% не хочется ломать голову, что подарить, а для 38% это возможность скинуться на подарок коллеге. Из тех, кто не дарил пластиковые подарочные сертификаты, 50% не нравится сама идея подарочного сертификата, 31% жалуется на ограниченный выбор карт.
Мы выяснили, что 48% опрошенных и сами получали сертификаты в подарок. Здесь возникло интересное разделение по полу — подарочные карты получали 33% мужчин и 64% женщин.
Иногда можно услышать мнение, что подарочный сертификат — это вариант на крайний случай. Так вот, 92% их получателей ответили, что остались довольны подарком.
Согласно данным Национальной ассоциации ритейлеров США, на протяжении последних четырех лет подарочные сертификаты являются наиболее востребованным подарком в этой стране, а объем рынка таких сертификатов превышает $100 млрд.
Что касается нашей услуги — в среднем 65% (разброс по городам, возрасту, доходам — от 59% до 72%) ответили, что готовы дарить в будущем электронные подарочные сертификаты. Мужья и жены имеют шанс получить сертификат в среднем на 2654 рубля, родители — на 2382 рубля, друзья могут рассчитывать на 1435 рублей, а дети — на 1641 рубль. Остальные категории получат менее 1000 рублей.
По категориям в приоритетах дарения:
1. Косметика, парфюмерия — 59%
2. Спа, салоны красоты — 49%
3. Электроника, бытовая техника, компьютеры — 45%
4. Необычные подарки — 45%
5. Билеты на концерты — 43%
А вот для сравнения сегменты, которые имеют максимальный потенциал роста по результатам исследования рынка интернет-торговли РБК:
1. Авиа, ж/д билеты — очень высокий потенциал
2. Билеты в театры, кино, на спортивные мероприятия — очень высокий потенциал
3. Карты оплаты (телефония, интернет деньги и т. д.) — высокий потенциал
4. Спортивные товары — высокий потенциал
5. Программное обеспечение — потенциал выше среднего
Как видно, наиболее высокий потенциал роста у секторов, которые не требуют логистики. Концепция электронного подарочного сертификата как нельзя лучше вписывается в эту схему. В общем, на основе данных исследований, того, что мы видим вокруг, и того, как дарим сами, — мы настроены очень оптимистично!
P. S. Только за последнюю неделю мы подключили несколько новых партнеров — Тайрай, Dostavka.ru, Intersport, Alessandro Frenza. Кроме того, у нас стартовала новогодняя акция по увеличению номиналов сертификатов.