«У меня есть гениальная идея!» — гремит голос Сергея Иванова. Весна 2010-го, после кризиса у всех дела идут не очень, а тут сплошной позитив — мы сидим на даче у Сергея в Химках и отмечаем шашлыками Первомай. С Сергеем я знаком со времен учебы в Бауманке, и, сколько я его знаю, он всегда занимается своим бизнесом. Последние несколько лет он руководит небольшой транспортной компанией.
Гениальная идея состояла в том, чтобы организовать в интернете транспортную биржу, на которой без посредников могли бы встретиться владельцы грузов и перевозчики, и автоматизировать подбор перевозчика с помощью электронных торгов. Перевозчик получает клиента, клиент — транспорт по минимальной цене. Для кризисных времен мысль, на первый взгляд, вполне актуальная.
К счастью, половина наших друзей так или иначе заняты в перевозках, поэтому тут же на даче, не отходя от шашлыка, Сергей протестировал на них свою идею. Общее мнение было позитивным: такая биржа нужна. Но тут же возникает масса вопросов: как именно реализовать идею, какие предложить функции?
Я тоже внимательно прислушивался тогда к словам Сергея — мне эта тема не чужда, при этом я маркетолог в IT-сфере, с опытом работы в IBM и компании R-Style. Так сформировался наш тандем: Сергей — идейный вдохновитель и финансист, а я отвечаю за техническую часть и маркетинг.
Первые шаги
Анализ конкурентной среды показал, что есть специализированные транспортные доски объявлений и есть неспециализированные биржи, а вот сервиса, который совмещал бы в себе сразу и то и другое, — нет.
Основным конкурентом оказался сайт «Автотрансинфо» (АТИ). Он первым появился на рынке и постепенно собрал большинство игроков. Сформировался даже некий стандарт в индустрии – любой реальный перевозчик и логист просто обязаны иметь аккаунт на этом сайте, код клиента, по которому пользователи узнают друг о друге – отзывы, претензии рейтинг. При переговорах заказчика и исполнителя за расстояние между городами принимается то расстояние, которое показывает калькулятор АТИ. Но наряду с достоинствами, сайт обладает и существенными недостатками. В частности, пользуясь АТИ, Сергей не раз наталкивался на несуществующие грузы; основная часть пользователей – это посредники-логисты третьей руки, не обладающие реальной информацией о грузе.
Именно недостатки этого сайта и побудили нас создать новый ресурс. Обсудив все за и против, мы решили сделать ставку на достоверность и актуальность – слабую сторону нашего конкурента. Пользуясь АТИ, приходится обзванивать большое количество телефонных номеров, повторно уточнять информацию. А в области, которой Сергей занимается – перевозка негабаритных грузов – и вовсе, один груз представлен, как правило, 10-15 фирмами-посредниками.
Как следствие, были сформулированы основные принципы нашего будущего сайта:
• Регистрация – только юридические лица, с документарным подтверждением своего статуса, рейтинг за фактическую активность на ресурсе, а не за выслугу лет.
• Информация о грузах и машинах – главное актуальность!
• Сервис "Локатор" – аппаратное подтверждение по координатам сотовой трубки водителя о фактическом местонахождении транспорта, возможность предоставить заказчику право на отслеживание груза.
• Графики загрузок – пользователь может опубликовать, где и когда разгружается и загружается его машина, заключить предварительные договорённости, и подтвердить их автоматически при попадании в нужную зону (с декабря).
Ну и, самое главное, это "Биржевая площадка". Груз представлен в виде лота, желание отвезти – отзыв на лот. В удобной форме стороны проводят on-line торги. Заказчик, уже работающий с группой перевозчиков может опубликовать свой лот (груз) только среди избранных, нет необходимости обзванивать всех своих партнёров с целью узнать, кто, в принципе, сможет совершить перевозку, а потом по новому кругу (и не одному), по какой ставке. Нет возможности у ваших партнёров - расширьте доступ к лоту на всех зарегистрированных пользователей. При этом клиенты биржи могут совершать сделки с гарантией (20% от фрахта), или без риска (100%), производить взаиморасчёты внутри системы, используя клиринг биржи (часть функций с декабря).
С АТИ наша биржа имеет общее только одно – списки «Грузы» и «Транспорт». Грузовладельцы, реальные логистические компании, фактические перевозчики – вот наши клиенты. Мы постараемся максимально ограничить присутствие лишних посредников, пусть это даже будет усложнять работу пользователей. Но цель того стоит – это будет ресурс, аналогов в России которому просто нет.
Уже на стадии придумывания собственного сайта мы увидели, что у лидера европейского рынка TC Truck&Cargo® появилась биржевая площадка. Это только укрепило наше желание скорейшим образом создать сайт, отвечающий современным европейским тенденциям. Так появилась система Gruzolot.ru, от слов «грузы» и «лоты».
Наши потенциальные пользователи — несколько десятков тысяч профессиональных участников рынка (корпоративные клиенты) и сотни тысяч предприятий и организаций, которые периодически сталкиваются с задачей перевезти груз (розничные клиенты). Первоначальная задача — привлечь часть профессиональных игроков, в том числе и с сайтов конкурентов, создать работающий механизм. Второй этап — розница.
Наш ментор со стороны Forbes финансист Павел Теплухин сразу обратил на это особое внимание: бизнес сложный со структурной точки зрения. Но тем он и интересен.
Опыт сайтостроительства
Период разработки сайта принес нам много бесценных знаний – от написания технического задания до правильной оценки стоимости работ. Основная цель на этапе написания технического задания — понять, что действительно нужно, и правильно это «нужно» расписать с позиции конкретного функционала.
Программисты — люди творческие и увлеченные, но читать мысли на расстоянии не могут. Четкое формирование конкретной задачи — вот залог плодотворной работы. Разговоры типа «Хочу как вот здесь» или «Ну вот так как-нибудь, дальше придумай сам, на то ты и программист» до добра не доведут. Уйдет много времени и денег, а результат будет плачевный. А еще мы узнали, что универсальных людей не бывает. В реальной жизни кто-то чистит снег, а кто-то ремонтирует «мерседесы». Так и в виртуальном мире — на каждую конкретную задачу нужен специалист с соответствующими знаниями и опытом.
Поначалу мы решили пойти по простому пути и обратились за созданием сайта к крупной компании — системному интегратору. Объявленная цена повергла нас в шок — там запросили $200 000. Стало ясно, что необходимо собирать свою команду. Создали мы ее при помощи молодой фирмы GaripovGroup, в команду вошли дизайнер, специалист по asp.net, специалист по базам данных, по 1С, по мобильным приложениям для смартфонов.
Фактически пришлось создать собственную IT-компанию со всеми атрибутами — зарплатами, плановыми отпусками и т. д. Офис, чтобы было дешевле, сняли в Казани. В итоге на разработку было потрачено (без учета маркетинговых затрат и нашего личного времени) — около $110 000.
Старт
Бум интернет-предпринимательства привел к тому, что найти на рынке свободного толкового программиста или дизайнера, как и любого профессионала в своей области — проблема. С другой стороны, важно так организовать работу, чтобы все были загружены относительно равномерно. Все это привело к тому, что запуск сайта переносился несколько раз и в итоге состоялся только спустя год с момента старта проекта — в апреле 2011 года.
Не скрою, мы рассчитывали на то, что клиенты сразу оценят наши труды и практически не думали о рекламе. Как оказалось, это была серьезная ошибка. Но об этом в следующем посте.