(Продолжение. Начало смотреть здесь)
Итак, существующие автоматы мне не подходили, и я решил проектировать свой собственный. Я понимал, что для создания такого сложного продукта, как торговый автомат с системой охлаждения, потребуется привлечь специалистов в различных областях. Осенью 2009 года я начал писать бизнес-план проекта: рассчитал инвестиции в НИОКР, прикинул себестоимость… А потом начал делить проект на части, для каждой составляя технические задания и подыскивая исполнителей.
Первым техзаданием стала разработка программного обеспечения. Это была самая понятная для меня задача: я хоть и не программист, но все же получил образование в сфере IT. Да и где искать исполнителя, тоже было ясно. Разместил заявку на сайте Free-lance.ru и из всех откликнувшихся на нее выбрал московского программиста с опытом в данной сфере, который предложил перевести уже имеющийся у него код на нужную мне платформу.
Разработку договора подряда, который вскоре и заключили с программистом, я заказал на том же сайте: после истории с иском к страховой компании я понял, что услуги профессиональных юристов окупаются с лихвой.
Следующим техзаданием должны были стать конструкторские работы. Но прежде чем искать конструкторов, надо было определить основные характеристики моего будущего автомата.
Я решил, что, во-первых, его витрина будет похожа на цилиндр или цилиндр, вписанный в параллелепипед: полукруглая дверца отъезжает внутрь, поворачиваясь вокруг своей оси. Такая витрина как бы обнимает букет — в отличие от прямоугольного (и к тому же полуавтоматического) «американца», у которого цветы видны только с одной стороны.
Во-вторых, дверца должна быть высотой с букет — в отличие от венгерского автомата, где покупателю приходится тянуться за букетом через дверцу и, поддерживая его второй рукой, поворачивать так, чтобы он не задел края окошка. Кроме того, у «европейца» мне не понравилась ограничивающая ассортимент заранее заданная высота окошек. А как же кастомизация? Где индивидуальный подход?
Фломат должен подстраиваться под букеты, а не наоборот, подумал я. Так родилась идея конструктора, который настраивается под конкретный ассортимент и место продаж. Каждая ячейка делится на сектора — от одного до девяти (один — для крупных букетов, для средних — от трех до шести, а девять — для одиночных бутонов), необходимое количество ячеек нужной высоты формируют стойку, а количество стоек в теории не ограничено. Это и стало базой для дальнейших разработок.
Первые конструкторские обсуждения я вел со своим отцом, который делал и предварительные эскизы. Но скоро мне стало понятно, что он ищет решение задачи только среди доступных ему вариантов, я же предпочитал находить оптимальное решение, не зависящее от прежнего опыта.
Думаю, именно этот принцип помог снять барьеры для фантазии и создавать, не опираясь на ресурсы, а формируя их под решение поставленной задачи. Я решил нанять профессионального инженера-конструктора для перевода эскизов в чертежи, а отца попросил сконцентрироваться на оформлении заявки на патент и общении с патентным поверенным.
К этому времени прошло полгода активной работы над проектом. Уже были готовы программные решения, эскизы, и мне казалось, что до завершения оставалось совсем немного — а финал все не наступал. Тогда я подумал, что хочу увидеть фломат как можно быстрее. В марте 2010 года я разместил на том же Free-lance.ru заказ на создание 3D-модели по эскизам и через пару недель наконец-то увидел свой автомат и даже смог посмотреть, как он работает. С появлением этого «портрета» проект обрел второе дыхание: теперь мне не нужно было на пальцах объяснять суть моего предложения.
14 мая, когда я зарегистрировал свой сайт Flomat.ru, появилось и само слово «фломат». А в июне я решил, что настала пора информировать рынок. Молчать из опасения, что идею перехватит и реализует кто-то другой, не было смысла. Такая вероятность была ниже, чем шанс, что в финале я столкнусь с ситуацией, когда продукт есть, а спроса на него — нет. Ведь потребителям понадобится время, чтобы привыкнуть к мысли о фломатах, и лучше рассказать о них раньше.
Начал с того, что излагал на бизнес-форумах свою идею, предлагая обсудить ее плюсы и минусы. Результат оказался неожиданным. Живее всего обсуждение шло на форуме Sibmama.ru, где мне, например, подсказали мысль установить фломат в театральном фойе: «В театрах ой как мне не хватает подобного автомата )) заранее покупать цветы не всегда есть возможность, да и непонятно, понравится ли спектакль, а тут представление о спектакле составил — и можно дойти купить цветочки ))».
Во многом я оценивал фломат именно с точки зрения потребителя. Мне было не совсем понятно, как обращаться с цветами, поэтому я решил, что моя задача — создать фломат, а цветы — это будет бизнес моей любимой супруги. Но с каждым новым откликом на форуме становилось очевидно, что идея будет развиваться гораздо быстрее, если я стану продавать фломаты всем желающим, а они будут вносить что-то свое, новое. Тем более на форуме молодых мам был специальный раздел для бизнес-леди, где они активно придумывали себе дело. Я как человек, прошедший через этап жизни, когда мои возможности были ограничены, и нашедший спасение именно в вендинге, чувствовал, что могу помочь организовать свое дело начинающим предпринимателям, которые по большей части вынуждены сидеть дома, с детьми. Причем для женщин такое приятное дело, как работа с цветами, — это же мечта!
И кстати, одними цветами можно не ограничиваться: у меня получался торговый автомат витринного типа для товаров, которые нужно продемонстрировать перед продажей, да еще и с системой охлаждения, что позволяло расширить ассортимент.
Теперь нужно было презентовать фломат и одновременно попытаться найти первых заказчиков. Я понимал, что дело пойдет быстрее, если меня будет подталкивать формирующийся спрос.
На основе объемной модели я стал готовить ролик: написал сценарий, нашел исполнителей-фрилансеров. Мне хотелось не просто рассказать о проекте, но и получить обратную связь, и потому я остановился на тизере. Важно было донести до потенциальных покупателей две основных мысли: что фломаты возможны и что скоро они станут реальностью. И, не раскрывая всех деталей автомата (которые, признаться, и я еще не все знал), сделать так, чтобы у зрителей появились вопросы, которые они могли бы задать через специальную форму на сайте.
Небольшие вложения в создание ролика окупились очень быстро: как и планировалось, заинтересованные люди задали вопросы и оставили контакты, заложив основу клиентской базы. Он помог мне через сайт пригласить заинтересованных предпринимателей на осенний новосибирский форум «Интерра-2010», где я впервые публично презентовал свою идею, напечатав плакат в масштабе 1:1. Если до этого продвижение шло в сети, то с тех пор началось живое общение с предпринимателями.
Но я-то понимал, что пока располагаю лишь 3D-моделью автомата, а вопрос о том, когда я смогу продемонстрировать материальный прототип, по-прежнему остается открытым. Как мне удалось решить эту задачу, я расскажу в следующей публикации.