Бизнес-идеи: тыква как лекарство, фрезеровщики в соцсетях
Forbes.ru продолжает знакомить читателем с предпринимателями из разных городов России, участниками и победителями конкурса «Бизнес-успех»
Как из тыквы вырос бизнес
Волгоградский холдинг «Европа-Биофарм» занимается двадцатью видами деятельности: производство и переработка сельскохозяйственного сырья, создание и сбыт фармацевтической, пищевой, косметической продукции, разработка специального оборудования для сбора бахчевых культур.
«Европа-Биофарм» выросла из небольшой компании по переоборудованию сельхозмашин по уборке бахчевых. Тогда ее генеральный директор, кандидат фармацевтических и сельскохозяйственных наук Владимир Михалев задался вопросом: почему в России перерабатывается и используется всего 5% тыквы? Первой родилась идея создания из семян тыквы лекарства от заболеваний печени — «Тыквеол». Следом за лекарством «Европа-Биофарм» занялась созданием биокорректоров (сейчас их в ассортименте 10), тыквенных и пищевых масел, косметики, а также ветеринарной продукции. Сегодня общая выручка по группе компаний составляет 160 млн рублей, а в штате работает более 200 человек. Главное условие конкурентоспособности холдинга — кластерная структура, охватывающая всю технологическую линию, от производства и переработки сырья до сбыта готовой продукции. При этом коэффициент использования сырья достигает 95%. Михалев хочет тиражировать проект в других регионах. Одна из технологий, с которой его компания планирует выйти на федеральный уровень, — промышленное производство пектина.
Фрезеровщики в соцсетях
В сентябре 2011 года Василий Косарев решил открыть в Волгограде маркетинговое агентство со специализацией на социальных медиа (SMM-агентство). Ниша оказалась свободной — агентство Косарева «Социальные технологии» заняло место между фрилансерами-одиночками и раскрученными федеральными агентствами с ценником от 200 000 рублей за кампанию.
Изначально Василий собирался заняться только дизайном групп в соцсетях, но быстро понял, что клиенты ждут пакетного предложения: создание и ведение страницы компании, привлечение на площадку участников, организация рекламных кампаний. Все это в итоге вошло в стандартный перечень услуг «Социальных технологий».
Однако на практике с помощью SMM удается решать не только рекламные задачи. Один из клиентов Косарева — аутстаффинговый проект «Работа вахтой» фирмы ГК «Волгопромконсалтинг». Здесь продвижение через социальные сети оказалось самым эффективным средством поиска кандидатов. «Ежемесячно мы получаем более 50 откликов по таким специальностям, как стропальщик, токарь, слесарь, фрезеровщик, — говорит Косарев. — Для этого проекта мы продумали особый механизм поиска людей с похожим местом работы».
«Основная наша сложность — в недоверии клиентов к услуге, о которой они мало знают, — рассказывает Василий. — Еще одна проблема: невозможность выставления точных KPI». По словам Косарева, SMM-рынок пока слабо структурирован: нет системы ценообразования, критериев оценки качества выполненной работы. Все это наводняет рынок некомпетентными игроками, которые не могут гарантировать клиентам реального выхлопа.
Оборот его агентства приближается к 400 000 рублей в месяц, в ближайших планах открытие филиалов в Краснодаре, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге.
Деловой портал
Деловое информационное агентство «ВолгаПромЭксперт» — инициатива группы волгоградских журналистов, пожелавших осветить антикризисные меры, проводимые на предприятиях города в 2009 году. С тех пор пресс-портреты промышленных, транспортных и финансовых компаний области стали главной особенностью портала. «Пока мы единственная специализированная интернет-площадка, где представлены новости экономической жизни Волгоградской области», — говорит Сергей Жуков, учредитель «ВолгаПромЭксперта». Целевая аудитория агентства — волгоградские бизнесмены и руководители региональных предприятий. Кроме того, материалы «ВолгаПромЭксперта» попадают в региональную ленту «Яндекс.Новости», а RSS «ВолгаПромЭксперта» подключен к новостным агрегаторам — «Медиалогии», «СКАН-Интерфаксу», «Инфоротору» и др.
За три года дизайн и функционал волгоградского портала менялся уже трижды, в последней версии Жуков решил добавить видеораздел, а также рубрики об экономике всего Южного федерального округа. Еще одна «фишка» — специальная программа «Блогеры на заводе», в рамках которой блогеры и журналисты посещают промышленные предприятия района. В ближайших планах Сергея Жукова — собственная передача о региональной промышленности, экономике и бизнесе, а также организация корпунктов в городах Поволжья и создание федеральной площадки для промышленников и предпринимателей.
Живет «ВолгаПромЭксперт» за счет маркетинговых услуг (пресс-конференции, круглые столы) и продвижения заказчиков в соцсетях (Facebook, Livejournal, Twitter). На запуск агентства у его основателей ушло примерно 200 000 рублей, проект уже вышел на безубыточность.