Можно ли научить чиновников работать с малым бизнесом?
За время проведения исследования малого бизнеса на местном уровне в рамках проекта «Бизнес-Успех 2011» в нем приняло участие почти 300 муниципальных администраций. Было бы неправильно сказать, что среди них нет ни одной, реально эффективно работающей для развития малого бизнеса администрации. Одна есть. Лучшая — Анапа. Но для того, чтобы выбрать ТОП-7 мы не только приложили массу усилий, но и пошли на некоторый компромисс в плане требований. Тем не менее ниже список муниципалитетов, которые мы считаем достойными примерами работы с малым бизнесом.
- Октябрьский район (Республика Башкортостан) — инфраструктурная поддержка малого бизнеса. В районе действуют: производственно-технологический центр субъектов МСП (суммарная численность занятых на предприятиях-резидентах почти 1500 человек), бизнес-инкубатор, информационно-консультационное бюро и 7 бизнес-объединений предпринимателей.
- Чаплыгинский район (Липецкая область) — муниципальная целевая программа малого бизнеса. Программа составлена в полном соответствии с рекомендациями Минэкономразвития РФ: содержит анализ эффективности прошедших мероприятий; плановую эффективность будущих активностей; четкую, детализированную информацию о направлениях и объемах финансирования; положение об ответственности за реализацию и т.д.
- Зеленоградский район (Калининградская область) — успешное участие в совместной российско-датской программе развития малого бизнеса. Получение безвозмездной финансовой и организационной поддержки программы для обучения предпринимателей (серия еженедельных мастер-классов по различным аспектам), для создания кредитных кооперативов на местах и для внедрения механизмов частно-государственного диалога по проблемам предпринимательства.
- Сенгилеевский район (Ульяновская область) — льготы по местным налогам для приоритетных инвестиционных проектов МСП, которые способствовали значительному притоку финансовых ресурсов в район. Субъекты МСП освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц (ИП) и от земельного налога в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта.
- Нуримановский район (Республика Башкортостан) — создание рекреационного центра «Павловский парк», концепция которого предполагает импульс к развитию малого бизнеса в туризме и агросфере.
- Старомайнский район (Ульяновская область) — успешная оптимизация процедуры оформления земельных участков в собственность для субъектов МСП. Приобретение земельного участка для предпринимательской деятельности производится на открытом аукционе и осуществляется в течение 1 месяца с момента обращения.
- Ейский район (Краснодарский край) — законодательные инициативы на местном уровне. Устранение административных барьеров, передача на аутсорсинг субъектам МСП непрофильных функций, содействие энергоэффективности и т.д.
К концу года будут подготовлены итоги исследований в 14 регионах. Частично они уже сейчас опубликованы на интернет-портале Opora-credit.ru.
Итог. Проведена огромная работа по анализу сотен локальных законов, программ поддержки, статистических данных, детализированных в разрезе муниципалитетов, местных организаций инфраструктуры, деятельности районных отделений банков и т.д. Конечно, выявление проблем не заставит муниципальные власти в один момент изменить свои приоритеты и принципы работы. Но мы гарантируем, что теперь в каждой из почти 300 муниципальных администраций:
- Есть сотрудник, который ответственен за развитие малого бизнеса. Бывали случаи, когда он сам об этом узнавал от наших специалистов во время телефонного звонка.
- Точно знают, какие хозяйствующие субъекты относятся к малому предпринимательству. Вопросов по этому поводу было немало. Мы всем ответили. И ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» почитать дали.
- Каждый из глав администраций лично подписал перечень мероприятий поддержки, которые в сфере его компетенции. Второй вопрос, что вообще-то этот документ предполагался быть опросным листом о поддержке МСП, но лаконичные ответы «нет», «отсутствуют», «не реализуются» и т.п. в большинстве случаев превращали его в довольно унылый перечень нереализованных возможностей. Каждый из них подписан, т.е., как минимум, увиден руководством.
- Осознали, что у них есть представители малого бизнеса. Что они работают, платят налоги, создают рабочие места и вкладывают средства в свой район. В каждой из администраций пытались выяснить, сколько у них есть представителей малого бизнеса, сколько они платят налогов, создают рабочих мест и инвестируют в свой район. С первого раза получалось редко. Но у нас большой опыт — и мы всем помогли.
- Знают, чьи результаты по независимой оценке стали лучшими в регионе, и видят, что, несмотря на недостаток финансирования, компетенции и трудовых ресурсов, есть муниципалитеты, которые точно в таких же условиях добиваются успеха в развитии малого бизнеса. Для того чтобы они узнали, как это сделать, ОПОРА-КРЕДИТ организует мастер-классы, семинары и обмен опытом между муниципалитетами.
Для того чтобы они это сделали, мы продолжаем работать. В нашем плане на будущий год еще 10 регионов. И еще 420 муниципальных районов и городских округов, которые вспомнят про малый бизнес.
P.S. Выбрать ТОП-7 удалось с трудом, а ТОП-10 — не удалось вообще. Но вообще я верю, что где-то есть хорошие муниципальные власти. Просто до них мы еще не дошли…