Новые поправки Медведева в УК: давить на бизнес сложнее, но и откупиться почти невозможно
В конце сентября 2011 года президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму новый проект поправок в УПК, направленных на защиту бизнеса от полицейского давления. Особенно значимой выглядит норма, согласно которой поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях (чрезвычайно любимые полицией статьи 198-199 УК) будут признаваться только те материалы, которые направлены в полицию налоговыми органами.
Надо отметить, что этой поправкой президент лишь уточнил предложенные еще в 2009 году (383-ФЗ от 29.12.2009) меры по защите бизнеса от произвола силовиков. Тогда, чтобы ограничить произвол сотрудников МВД, «налоговые» составы преступлений были отнесены к ведению Следственного комитета (СКР). Но недобросовестные тогда еще милиционеры быстро нашли лазейку — само право собирать материалы, проводить проверки и оперативно-розыскные мероприятия у МВД осталось, чем они и пользовались, причем весьма широко. А уж потом передавали (или за мзду НЕ передавали) материалы в СКР. Решение Федеральной налоговой службы по налоговой проверке обвиняемых до сих пор вовсе не обязательно для возбуждения уголовного дела — суд принимает во внимание доказательства в виде «акта специальной экономической экспертизы», которые составляются в структурах МВД.
Несмотря на частые обсуждения всего этого в СМИ, президенту и его советникам потребовалось два года, чтобы осознать несовершенство введенной нормы и предложить поправить ее. Учитывая, что поправки внесены Дмитрием Медведевым на излете президентского срока, не исключено, что это предвыборный реверанс в сторону бизнеса, возврат юридических долгов в «недоделанных» законах.
Поправки могут стать убедительным доводом для отказа полицейских от вымогательства и шантажа бизнеса в связи с налоговыми правонарушениями. Если президентские поправки пройдут, то в скором времени возбудить такое уголовное дело иначе как по результатам налоговой проверки соответствующим органом ФНС будет в принципе невозможно.
Каковы последствия для бизнеса?
С одной стороны, такой порядок станет дополнительным препятствием для создания «заказных» уголовных дел, когда главная цель сотрудников полиции заключается в пополнении отнюдь не государственной казны, а собственных карманов. С введением этих изменений давить на бизнесменов «по заказу», угрожая возбуждением дела, действительно станет сложнее.
С другой стороны, если все-таки собранные материалы будут свидетельствовать о преступлении, то «откупиться» предпринимателю будет уже практически невозможно — ведь полиция не компетентна отменить акт налоговой инспекции.
Кроме того, принятие новых президентских поправок существенно повысит роль и значимость решений ФНС. А между тем качество работы налоговой инспекции пока оставляет желать лучшего. По статистике ВАС РФ за первое полугодие 2011 года, из общего числа оспоренных налогоплательщиками налоговых актов порядка 60% было признано незаконными, то есть не соответствующими действующему налоговому законодательству. При всем этом облеченные новой властью налоговые органы практически не обременены ответственностью за допущенные при проверках нарушения.
И раз уж налоговые дела будут «уходить» из абсолютной компетенции экономических подразделений МВД, значит, их профессиональные интересы будут смещаться на другие экономические преступления: контрафакт, контрабанда, коммерческий подкуп и др. Тогда при проверках полицейские начнут искать нелицензионный софт, выяснять истинных поставщиков товаров, изучать таможенные декларации и прочие обстоятельства и детали различных сделок.
А на компьютере, с которого вы читаете эту заметку, весь софт легальный?