К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как избежать обвинений в работе с фирмами-однодневками

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
5 правил взаимодействия с контрагентами

Борьба с фирмами-«однодневками» набирает обороты. Как заведено в России, при любой массовой кампании страдают зачастую и невиновные. С одной стороны, есть презумпция невиновности для всех налогоплательщиков, закрепленная в п. 6 ст. 108 Налогового кодекса РФ — лицо считается невиновным, пока налоговые органы не смогут доказать обратное.

С другой стороны, хорошо известным каждому предпринимателю Постановлением Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 было закреплено понятие «необоснованная налоговая выгода». В частности, в п. 10 этого Постановления разъяснено, что таковая имеет место, если налоговым органом доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом. Причем что такое «должная осмотрительность», четко не определено.

По действующим процедурам, привлечение к ответственности за совершение налоговых правонарушений не требует обязательного судебного разбирательства — налоговая инспекция выносит решение, которое так или иначе должно быть исполнено. Чтобы признать его незаконным, уже налогоплательщику придется обращаться в суд, где, согласно ст. 65 АПК РФ, каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований. Все это приводит к тому, что налогоплательщики практически вынуждены заранее готовиться доказывать свою правоту, невзирая на презумпцию невиновности.

 

Недавно налоговые инспекторы обратили внимание на п. 5 Постановления № 53, в котором сказано о возможном доказательстве необоснованности налоговой выгоды при отсутствии условий для реального осуществления хозяйственных операций по сделке. Это может быть доказанное налоговым органом отсутствие у исполнителя необходимых помещений, материалов, оборудования, персонала и тому подобных ресурсов. В своих указаниях руководители ФНС рекомендуют своим подчиненным проводить осмотры мест, обязательно устанавливать наличие и соответствие имеющихся ресурсов заявленным объемам по налоговым декларациям. Все отклонения налоговым инспекторам надлежит фиксировать, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства получения необоснованной налоговой выгоды.

Налоговые инспекторы раньше строго ограничивались изучением бухгалтерских документов, а теперь они буквально выходят из рабочих кабинетов, чтобы проводить своего рода «налоговое дознание». Например, строительная компания списала в расходы оплату поставки сухих смесей. Но, проверив поставщика, налоговики доказали, что контрагент не только не уплачивает налоги и не сдает бухгалтерскую и налоговую отчетность, но у компании еще и отсутствовали трудовые ресурсы, необходимые для выполнения обязательств по договору поставки. Суд встал на сторону налоговой инспекции.

 

Так что не полагайтесь на презумпцию невиновности, готовьтесь к отражению «атак» заранее.

1. Не стесняйтесь требовать у контрагентов приложить к договору копию устава и выписку из ЕГРЮЛ, подтверждающую, что такая фирма действительно существует. Вы никого этим не удивите — такая практика постепенно входит в норму.

2. Потребуйте от сотрудников тщательно хранить всю рабочую переписку с вашими контрагентами, как бумажную, так и электронную. В случае возникновения вопросов она поможет доказать в суде, что сделка носила реальный характер и не была притворной.

 

3. Собирайте все документы, фиксирующие реальное движение товара, — товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, складские документы. Если речь идет об оказании услуг, сохраняйте все платежные документы и акты сдачи-приемки работ.

4. Коллекционируйте доказательства того, что купленные вами товары и услуги реально используются в работе вашей фирмы: рекламные буклеты, описания маркетинговой политики, отчеты маркетинговых агентств и т. п.

5. При необходимости ваши работники должны быть готовы дать внятные показания в суде все о том же: что закупленные вами товары и услуги были реально приобретены и реально использовались или будут использоваться в повседневной деятельности вашей компании.

Сложно? А вы посмотрите, что происходит, например, в США. Там налоговые инспекции собирают не только ежеквартальную отчетность у налогоплательщиков, но и периодические сводки о том, сколько электроэнергии и воды потреблено налогоплательщиками, какое количество мусора было вывезено с производственных площадок и т.п. Эти сведения наилучшим образом позволяют оценить реальные объемы производства и масштабы выручки компаний.

Более того, в американском законодательстве закреплено, что презумпция невиновности к налоговым преступлениям не применяется и налогоплательщик обязан сам доказать законность всех своих доходов и операций.

 

Похоже, мы постепенно движемся в том же направлении.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+