К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Государство и бизнес: итоги 2010 года

Государство и бизнес: итоги 2010 года
7 знаковых событий для бизнеса в области законотворчества и госрегулирования

Такова уж особенность человеческой памяти — мы лучше запоминаем те события, которые произошли совсем недавно, и лишь смутно припоминаем случившееся лишь несколькими месяцами ранее. Особенно это бросается в конце года, когда принято подводить итоги. Если спросить жителя Центральной России, чем ему запомнился 2010 год, он скорее всего навскидку ответит «ледяной дождь», а вот про августовскую жару и гарь будет говорить не сразу. Так и в сфере правового регулирования бизнеса: события ушедшей зимы растаяли с прошлогодним снегом, оставив в памяти лишь проекты законов, появившихся вместе с опавшей осенней листвой. Поэтому сразу предупреждаю: мой рейтинг крайне субъективен и основан на сугубо личном восприятии тех или иных событий 2010 года, связанных с бизнесом, законами и государственным регулированием.

Итак, вот чем мне запомнился этот год.

1. Гуманизация законодательства в уголовно-правовой сфере

 

Наконец-то и общество, и руководство нашей страны обратили внимание на особенности национального уголовного процесса. Началось все, как водится, с бизнеса. Весной Президент инициировал гуманизацию в сфере привлечения к уголовной ответственности за экономические преступления. Однако первые месяцы действия нового законодательства очень быстро показали, что проблема российской правоохранительной системы не в плохих законах, а в так называемых «креативных следователях» и прочих лицах, зачастую выворачивающих наизнанку положения Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Сразу же возникли вопросы: какие преступления считать совершенными в сфере предпринимательской деятельности, а какие нет. Появилась реальная опасность, что предпринимателей, которых ранее привлекали к ответственности по стандартным «экономическим статьям» вдруг начнут обвинять в совершении иных преступлений.

В конечном итоге в октябре 2010 года Президент принял решение о тотальной либерализации уголовного законодательства. В рамках этого уже подготовлен проект поправок в УК, согласно которому снимается нижний предел в виде лишения свободы по 68 составам преступлений, к 11 составам добавлено как основное наказание в виде штрафа, к 12 составам — исправительные работы.

 

2. Проект изменений Гражданского кодекса

В ноябре были опубликованы тексты законопроектов, которые должны внести самые существенные за последние пятнадцать лет изменения в Гражданский кодекс. Несмотря на то,что в целом работа по модернизации ГК была выполнена на самом высоком уровне, отдельные положения вызвали недоумение в среде бизнес-сообщества. Например, многократное увеличение размера минимального уставного капитала и его исключительно денежное выражение. Либо система предварительной проверки уставов на соответствие закону и замена налоговой службы как органа, регистрирующего предпринимателей, на Минюст. Также нельзя не отметить предложения по коренному изменению подходов к корпоративному управлению компаниями, введение обязательного нотариального удостоверения решений некоторых их органов (например, общих собраний акционеров или участников в ООО).

Подобное игнорирование мнения бизнеса вызвало ответную реакцию предпринимательских объединений. Однако пока нет ясности, будет ли воспринято мнение предпринимателей отечественными законодателями.

 

3. Вступил в действие Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ

В прошлом году именно этот закон громче всего обсуждался как профессионалами, так и обывателями. После вступления  в силу он постепенно покинул первые полосы печатных СМИ и интернет-изданий. Однако это не означает, что он не стал оказывать влияния как на бизнес, так и на обычных граждан. Более того, ровно через год после его принятия (28 декабря 2009 года) Президент подписал закон, вносящий первый пакет поправок в этот нормативный акт. Значит, борьба за закон продолжается, и кто знает, какая судьба будет ждать его в следующем году.

4. Обсуждение темы защиты миноритарных акционеров

В уходящем году одной из центральных тем, как ни странно, стал вопрос о защите миноритарных акционеров. Прежде всего благодаря Алексею Навальному, который настойчиво требует от крупнейших российских компаний соблюдения законодательства о раскрытии информации и разоблачает их «эффективных менеджеров».

О нарушении прав акционеров много говорилось и в связи с годовым собранием акционеров компании «Норникель». Ведь одному из акционеров по ряду причин не удалось провести в состав света директоров своих представителей.

 

В конце года Высший арбитражный суд на заседании президиума фактически защитил права миноритарных акционеров на получение информации о деятельности компаний.

Кроме того, совершенно неожиданно законодатели вдруг решили встать на защиту миноритариев и ужесточили порядок раскрытия информации для акционерных обществ, внеся поправки в Закон о рынке ценных бумаг. Также подвергся изменению и Уголовный кодекс — криминализованы многие действия недобросовестных управленцев, нарушающих права простых акционеров. А ведь до последнего времени наше корпоративное законодательство развивалось в пользу контролирующих акционеров (участников). Неужели вектор сменился и Россия решила действительно построить на своей территории международный финансовый центр?

5. Введение веб-трансляций заседаний президиума Высшего арбитражного суда

Высший арбитражный суд вновь продемонстрировал свое лидирующее положение в реформировании отечественной судебной системы. Теперь любой человек, имеющий доступ в интернет, может в режиме реального времени или в записи понаблюдать за тем, как вершится правосудие по наиболее важным и резонансным делам (обычно именно они доходят до президиума).

 

Казалось бы, ну что такого, стали транслировать в сети судебные заседания. Но ведь эффект от этого шага сложно переоценить: обычные люди получают возможность воочию понаблюдать за тем, как рассматривается дело. Сразу же становятся видны огрехи или достоинства судей, профессионализм или «невежество» представителей по делу.

А ведь в этом году еще и внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, и теперь дела могут рассматриваться при помощи использования систем видеоконференц-связи. Первыми эту систему опробовали в Омске.

6. Принятие закона о Сколково

Появление этого нормативного акта вызвано острой необходимостью проведения в России модернизации. Это решено осуществлять на небольшой территории в Подмосковье. Разумеется, для реализации амбициозных планов понадобился отдельный нормативный акт, который, по идее, должен оградить новоявленных инноваторов от реалий российского госаппарата. Чего стоит хотя бы название статьи 20 закона: «Ограничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на территории Центра».

 

Интересно, будет ли в случае успешной реализации проекта применяться опыт подобного точечного законодательного регулирования и в иных частях нашей Родины?

7. Деятельность ФСФР на рынке ценных бумаг

Федеральная служба по финансовым рынкам уже давно стремится навести порядок в подконтрольной ей сфере. О серьезности намерений ФСФР говорят и жесткие заявления ее представителей, и конкретные действия. Наибольший резонанс вызвала история с отзывом лицензии у старейшего регистратора — Центрального московского депозитария. Конечно, этот профучастник не всегда отличался покладистостью. Но в то же время нельзя забывать, что именно этот регистратор до отзыва лицензии вел реестры акционеров сотен крупных эмитентов, которые, в свою очередь, имеют многотысячную армию простых миноритарных акционеров. Не вдаваясь в дискуссию о правильности данного шага, следует отметить, что вряд ли возможно эффективно регулировать рынок без применения силы государственного принуждения.

Кроме того, наконец-то принят разработанный ФСФР так называемый Закон об инсайде.

 

Продолжит ли государство так же жестко регулировать рынок ценных бумаг и в будущем году, покажет время. Кстати, появилась информация о том, что в России в ближайшее время может появиться новый регулятор в этой сфере — Федеральная финансовая служба, а ФСФР будет ликвидирована.

Список итогов года можно было бы продолжить: это первый в истории выпуск российских депозитарных расписок (их при помощи Сбербанка вывел на рынок UC Rusal), это и начавшийся процесс по «юридической зачистке» госкорпораций. В июле был подписан закон о реорганизации «Роснанотеха» — госкорпорация должна преобразоваться в открытое акционерное общество. А также произошли многие другие события и наметились многие другие тенденции.

В любом случае уходящий год был богат на события. Последствия многих из них мы узнаем лишь в 2011 году.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+