У предпринимателей особое отношение к трудовому законодательству. С одной стороны, закон нужно соблюдать и обеспечивать трудящимся всевозможные социальные гарантии и другие блага современной цивилизации. С другой, так и хочется хотя бы немножечко, хоть самую малость поугнетать своих сотрудников, возможно, в отместку за перерасходованный интернет-трафик, за служебные романы, просто за безделье.
Не прошло и десяти лет, как социалистический по происхождению КЗоТ (Кодекс законов о труде) был заменен на «капиталистический» Трудовой кодекс. И вдруг выяснилось, что трудовое законодательство нуждается в серьезной корректировке. Речь идет о законопроекте, внесенном в Государственную думу депутатами Андреем Исаевым и Михаилом Тарасенко. Журналисты, освещающие это событие, прежде всего акцентируют внимание на «запрете кадрового аутсорсинга». Однако это далеко не главное нововведение, запланированное законодателями. В конце концов, по аутсорсинговой схеме работает относительно небольшой процент сотрудников, чего не скажешь о случаях банального неоформления на работу или заключения так называемых гражданско-правовых договоров.
В чем суть основных предложений депутатов?
1. Приравнять граждан, работающих без оформления либо заключивших с работодателем гражданско-правовой договор, к тем, кто заключил трудовой договор. Это в теории влечет за собой необходимость соблюдения администрацией трудового законодательства в части социальных гарантий, размера и порядка выплаты зарплаты и т. п.
2. Если юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) не признает факт работы на него гражданина, не только суд, но и государственная инспекция труда (!) вправе признать наличие трудовых отношений.
3. Законопроект обращается к случаям, когда в соответствии с трудовым договором работник производит работу не для своего работодателя, а для компании, с которой этот работодатель заключил договор (пресловутый кадровый аутсорсинг). В этой ситуации гражданин считается работником именно той организации, где он реально работает, а не где формально числится.
4. Кадровым агентствам запрещается заключать трудовые договоры с лицами, ищущими работу, если в качестве цели этих договоров выступает использование личного труда этих граждан другими субъектами экономической деятельности.
Давайте разберемся, кого защищает законопроект. На первый взгляд — граждан. Ведь они получат всевозможные льготы, отпуска по нескольку недель, повышение зарплаты и вообще уверенность в завтрашнем дне. Это в теории. А что на практике? В крупных и даже средних компаниях прием на работу без какого бы то ни было оформления скорее редкое исключение из правил: кому охота связываться с претензиями налоговиков и трудовой инспекции. Себе дороже, так можно бизнес остановить. Есть одно исключение — использование труда нелегальных иммигрантов. Здесь, увы, подобная ситуация возможна.
В большинстве же случаях отсутствие оформления на работу наблюдается в малом бизнесе. Вспомним наш фильм о супергерое «Черная молния». Там главный персонаж, студент МГУ, зарабатывал на жизнь доставкой цветов. Его непосредственный босс, некий Бахрам Мамедович — индивидуальный предприниматель. Оформление по «трудовой книжке» студенту вряд ли нужно. И не потому, что он супергерой. Просто для него это всего лишь временная работа и продолжать карьерный рост в цветочном бизнесе он не намерен. Нужно ли оформление Бахраму Мамедовичу? Тоже нет — зачем лишняя нагрузка на бизнес в виде налогов и прочих обязательств. А вот государству оформление отношений между указанными лицами необходимо. Хотя бы для повышения собираемости налогов. При этом ситуация неуведомления государственных структур выгодна обеим сторонам негласного сотрудничества: и предпринимателю, и его фактическому работнику. Смогут ли подобные меры искоренить практику работы без оформления? Не факт. Этому будут противодействовать даже не предприниматели, а сами люди, работающие без документального основания: не привыкли платить налоги студенты, пенсионеры и крепко пьющие граждане.
Теперь о гражданско-правовых договорах. Действительно, в некоторых компаниях людей заставляют подписывать такие документы. Но страдают ли они от этого? Изменится ли их жизнь от одной записи в трудовой книжке? Маловероятно. Давайте спросим тех, кто является штатным сотрудником различных компаний: часто ли они ходят в отпуск? Ответы будут различными, но найдется значительная доля тех, кто ни разу не отгулял положенные по Трудовому кодексу 28 дней в год. Таковы российские реалии. К тому же многие из тех, кто работает по гражданско-правовому договору, либо выполняют разовую работу для своих заказчиков, либо оказывают аналогичные услуги массе других лиц (это, например, уборка помещений или удаленная работа). Изменение статуса этим работникам тоже ни к чему.
Кстати, скоро работодателю станет невыгодно заключать гражданско-правовые договоры и без рассматриваемого законопроекта по причине изменений в порядке начисления и выплат страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Вызывает опасения также наделение трудовых инспекций правом самостоятельно определять факт наличия трудовых отношений. Не станет ли эта норма поводом для торга между предпринимателями и чиновниками? Да и затратно трудовым инспекторам устраивать подобные массовые облавы на предпринимателей либо на их работников. Это уже похоже на белорусский опыт по поиску тунеядцев и уклоняющихся от уплаты налогов.
В итоге можно сделать вывод, что предложенные поправки не принесут работникам какого-то существенного облегчения. Даже напротив, могут осложнить трудовые будни. Что же касается предпринимателей, то многие из них часть нововведений просто проигнорируют, и те, кто не оформлял сотрудников на работу, вряд ли будут это делать и впредь. Ну а к рейдам трудовой инспекции им не привыкать. Это же индивидуальные предприниматели — у них даже супергерои всего лишь на побегушках.