К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Пять главных ошибок стартапа

фото Russian Look/ Picvario
фото Russian Look/ Picvario
Венчурный инвестор из Кремниевой долины о своих впечатлениях от российских стартапов

За 21 год мне удалось создать и развить 8 компаний, половина из них уже стали публичными, две работают хорошо, а две попросту провалились. Когда я потерял на одной из своих компаний $35 млн, я позвонил маме и рассказал ей об этом. Она долго молчала, а потом спросила: «Должен ли ты вернуть эти деньги?» Я объяснил, что уже встретился с венчурными капиталистами, которые готовы дать мне не меньше для моей следующей компании. Так работает Кремниевая долина, крупнейший предпринимательский кластер.

Сегодня мне очень приятно оказаться в России, на родине своих родителей. Я приезжаю сюда впервые, и меня радует, что предпринимательство в этой стране больше не преступление. Хотелось бы поделиться своими впечатлениями о стартапах, с которыми мне удалось здесь познакомиться.

Упор на идее

Красивые слайды и хорошая идея — это интересно, но это еще не бизнес. Идея остается лишь идеей, несмотря на то что она — ядро вашего бизнеса. У моей собаки наверняка есть свои идеи, у моих детей есть идеи, но эти идеи нерентабельны. Поэтому главный вопрос: какие идеи рентабельны?

 

Здесь, в России, я видел много презентаций стартапов. Презентации некоторых были крутыми, но некоторые напоминали мне меня самого 40 лет назад. Они подробно описывают идею, но показать ее и получить инвестирование от фонда — это разные вещи. Покажите мне, кто покупатель, какой рынок, где канал продаж? Первая идея чаще всего оказывается ложной. И это нормально. Предприниматель должен совершать ошибки, должен их обдумывать и корректировать свой продукт.

Поэтому не надо мне расписывать свою идею. Покажите мне другое. «Привет, полгода назад у нас была идея. И вот чему мы научились. Мы запустили наш сайт, и первые 40 посетителей сказали, что это было худшее, что они видели в своей жизни. И вот что мы сделали потом… И получили 500 новых клиентов, которые выразили желание заплатить за наш продукт/услугу. А затем мы добавили вот что и после этого получили прирост посещений, клиентов и смогли научиться еще чему-то новому».

 

Копирование бизнес-модели крупной компании

Многие полагают, что стартапы — это мини-версия больших компаний. Но это ошибка. Они совсем другие, со своими особенностями и отличиями. Большие компании используют известные бизнес-модели. А стартаперу необходимо постоянно искать новые масштабируемые бизнес-модели, новые рынки, новые технологии.

90% стартапов не сумеют найти новые модели и уйдут с рынка. 90 процентов! Вспоминаю, как однажды я выступал в большой аудитории, где сидела тысяча человек, и я напомнил им, что 950 из них лучше идти работать в McDonalds, потому что там они заработают больше денег. Зато 50 из них заработают сотни миллионов долларов.

Неверная оценка рисков

В некоторых сферах стартапы имеют большие технологические риски: наука, биотехнологии, здравоохранение. Технология может не заработать, но вам понадобятся годы, чтобы выяснить это. Удастся ли вам лечить рак — это не вопрос потребительских или рыночных рисков. Все завязано на технологии. Пока такие компании не предусмотрят все технологические риски, им вообще не надо думать о потребителях и рыночных нишах.

 

Но у большинства интернет-стартапов попросту нет технологических рисков. Вы можете меня возненавидеть за эти слова, но ваши стартапы не о технологии. Я предполагаю, что любой хороший разработчик может настроить базу для любого интернет-стартапа. Главное дело и провал таких компаний заключается в продумывании потребительских рисков и рисков, связанных с клиентами. В интернете стартапы проваливаются из-за недостатка клиентов, а не из-за того, что у них нет веб-сайта. Поэтому главный вопрос — как вы собираетесь доказать инвестору, что снижаете все эти риски.

Неумение учиться у потребителей

Ни один бизнес-план не выдерживает первого контакта с потребителем. Всё, что показывают мне в презентации, — это только точка во времени. Но презентация не покажет мне, сможете ли вы научиться хотя бы чему-то в будущем. Я не буду вкладывать деньги в точку во времени. Мне нужно понимать, как быстро, как скоро и как мудро предприниматель может обучиться у потребителей и рынка.

Секрет успешности предпринимателя не в уме, а в способности учиться у своих потребителей. Вы никогда не закончите бизнес таким, каким вы его начали. Вы не должны сидеть сложа руки и следить за развитием рынка, вы должны постоянно отвечать на реакции клиента. Ваш стартап будет меняться на основе отзывов ваших клиентов. И это одна из важнейших вещей для успеха.

Инвестор — не богатый дядя

Я часто объясняю молодым предпринимателям, что между богатым дядей и венчурным инвестором есть большая разница. Опытные инвесторы имеют от 8 до 12 портфельных проектов одновременно. В день они просматривают до тысячи стартапов, проводят десятки отборов.

Когда готовишь презентацию для инвестора, надо понимать, что он в несколько раз опытнее, чем ты, у него за плечами больше ошибок, больше успехов. Опытные инвесторы и опытные предприниматели — важнейшие ценности Долины. Я считаю, что это главное, над чем надо работать и российскому венчурному кластеру.

 

Записала Елена Тимохина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+