К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как разрешить конфликты между инвестором и стартапером

фото Diomedia
фото Diomedia
Инвестор и стартапер зачастую не понимают друг друга: в чем проблема и как ее решить

Как сказал бы Толстой, все неудачные стартапы неудачливы по-своему. Безусловно, причины неудач могут быть разные, но определенное сходство в них уловить все же можно. За последние десять лет я оказывался и в роли основателя компании, и в роли инвестора и регулярно становился участником очень похожих между собой конфликтов. Оказалось, что все они — следствие нечетких договоренностей и узости кругозора сторон, если хотите — недостаточной мудрости. Вот несколько главных причин.

Финансист и предприниматель по-разному отвечают на вопрос «Зачем компании инвестор?» Классический неправильный ответ стартапера — «давать деньги». Классический, и часто неправильный, ответ инвестора — «давать деньги и контролировать важнейшие решения». При таком подходе, особенно если пакет инвестора миноритарный, основатели компании просто забывают о существовании инвестора. Они ведут себя, как сбежавшие от родителей подростки — не сообщают инвестору никаких новостей, не рассказывают о своих сложностях и успехах. А инвестор, как встревоженный предок, пытается установить «родительский» контроль над ситуацией: звонит, ругается, приходит в офис, когда его никто не ждет, пытается провести аудит и подвергает сомнению принятые командой решения. В одной вполне успешной компании по этой причине было смещено всё руководство от генерального директора до руководителей подразделений. Вряд ли такой крутой поворот увеличит стоимость бизнеса — венчурные инвесторы Кремниевой долины давно пришли к выводу, что смена команды по инициативе инвестора редко ведет стартап к успеху.

Чтобы избежать такой ситуации, стартаперам надо осознать, что инвестор на самом деле нужен не столько для того, чтобы давать деньги, а для того, чтобы помогать компании развиваться. И он вынужден это делать, поскольку дал ей деньги. Инвестора нужно не только регулярно информировать и советоваться с ним, но и вовлекать в процесс принятия важных решений. Это не только повысит качество решений, но и даст инвестору чувство ответственности за успех.

 

Наиболее хитрые инвесторы стремятся следовать примеру Баффетта и, даже если команда стремится переложить на них часть ответственности за принятие решений, всячески от этого уклоняются. Они понимают, что их роль в компании — помогать менеджменту, а не подменять его.

Еще один источник конфликтов — первоначальная оценка стоимости компании и размер доли, продаваемой инвестору.

 

Завышенная оценка бизнеса ведет к завышенным ожиданиям инвестора и к конфликту в будущем. Одна из самых неприятных ситуаций для стартапа — необходимость привлечения денег на очередном раунде по оценке ниже той, по которой в проект входили предыдущие инвесторы. Сложно ожидать конструктивного сотрудничества от инвесторов, с которыми поступили таким образом.

Оценка стоимости стартапа относится к разряду темных искусств, поскольку традиционные модели дисконтирования денежного потока не могут дать внятного результата. Как человек, побывавший с обеих сторон, я в первую очередь оцениваю команду и ее лидера: сможет ли эта команда создать стоимость, которая оправдает мои вложения и риск. И только во вторую очередь интерес для оценки представляет бизнес-идея. Причем вклад этой составляющей в оценку стоимости бизнеса, по моему мнению, стремится к нулю. Мир вокруг стартапа меняется, и в финале бизнес будет сильно отличаться от первоначальной идеи. Так что основателям компаний следует радикально повысить свою скромность при оценке стоимости своих идей.

Инвесторы, в свою очередь, хотят купить компанию подешевле и получить долю побольше, желательно — контроль. Но самые дальновидные понимают, что для успеха стартапа главное — мотивация команды. Если отобрать у основателей всю морковь, то откуда у них возьмется интерес преодолевать неизбежные сложности? Нельзя забывать и о риске негативного отбора: команда основателей, которая соглашается на условия хуже рыночных, вероятно, была отвергнута более дальновидными инвесторами или у нее недостает энергии и уверенности даже для того, чтобы провести переговоры с такими инвесторами.

 

Еще один серьезный тест на прочность отношений — ситуация, когда компании нужны дополнительные средства, чтобы достигнуть целевых показателей. Опытный инвестор готовится к этой ситуации заранее, так как возникает она с завидной регулярностью — планы развития стартапа практически никогда не выполняются. В моей практике был лишь один случай, когда запущенный нами бизнес через пять лет вышел ровно на те показатели, которые мы установили в самом первом бизнес-плане. Здравый смысл подсказывает, что это было просто совпадение.

Если основатели стартапа просят у вас как у инвестора дополнительных денег, попытайтесь найти ответ на два вопроса:

1. разумна ли команда, если оценивать ее в контексте принятых и реализованных решений

2. готовы ли основатели внести часть дополнительного финансирования деньгами.

Если ответы на оба вопроса положительны — можно вести переговоры об условиях дополнительного вклада. Если хотя бы один ответ отрицательный, стоит подумать о списании понесенных затрат.

 

Памятуя о Толстом, замечу — как и все счастливые семьи, счастливые основатели и инвесторы стартапов на переговоры идут с мыслью: «А как я могу помочь моему партнеру?» Такое отношение друг к другу и к совместному бизнесу сделает больше для успеха вашего предприятия, чем самые продуманные финансовые модели и юридические конструкции.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+