Основатель компании Dyson Джеймс Дайсон — всемирно известный изобретатель и индустриальный дизайнер. Именно он разработал первый в мире циклонический пылесос G Force, морской грузовик Sea Truck, который способен причаливать к необорудованному берегу, вентилятор без ротора и лопастей. Разработанные компанией Дайсона сушки для рук славятся тем, что высушивают руки за 10 секунд — именно поэтому их полюбили торговые центры. Империя Дайсона оценивается в $1,1 млрд. О секретах своего успеха предприниматель-изобретатель поведал Forbes.ru.
Найти проблему
Когда я был маленьким, я часто пылесосил дом. Надо сказать, не получая от этого удовольствия. Пылесос постепенно терял мощность, меня раздражал спертый запах пыли. Я начал ненавидеть пылесосы. И хотел найти решение этой проблемы. Настоящий источник идей — проблема. Если мы видим, что что-то плохо работает, мы идем и разрабатываем новую технологию.
То же самое с сушилками для рук. Они же никогда не работают! В отелях, ресторанах ты сушишь руки какое-то время, а потом все равно вытираешь их об одежду. Обыкновенный вентилятор — абсолютно несовершенный продукт! Лопасти разрезают воздух, который бьет тебе в лицо. Дети норовят просунуть пальцы через сетку. Чистить вентилятор во время уборки — отдельная проблема. А вентилятор, который создали мы, — принципиально новое решение.
Иногда проблема не настолько очевидна. К примеру, мы разрабатываем электрические моторы, что может показаться скучным занятием. Но можно взглянуть на это и по-другому: и здесь есть проблема. Ведь эти приборы крайне расточительны, они эффективны всего на 50%. А мы разработали моторы по новым технологиям, КПД которых практически 90%.
Не смотреть на конкурентов
Самую большую ошибку я совершил на старте. Тогда я разработал первый пылесос с системой «циклон» без мешка для сбора пыли. Вдохновленный, я понес эту идею крупнейшим производителям бытовой техники. Я наивно верил, что люди, которые сами не озаботились тем, чтобы развить новую технологию, примут мою идею с распростертыми объятиями. Они, естественно, испугались риска и отказали со словами: «Это не сработает. Ты никогда это не продашь».
С тех пор прямые конкуренты мне неинтересны. Я вдохновлен тем, что я делаю, и не смотрю по сторонам. Нам больше интересны компании из самых разных сфер, которые развили новые технологии и продвинули мир вперед. А конкуренты отстали на несколько лет, пытаясь идти по пятам. Разумеется, не с нашей технологией, потому что она запатентована. У нас 11 патентов только на вентилятор. А по пылесосам вообще больше тысячи.
Запастись терпением
Сейчас перед новыми технологиями стоит гораздо больше вызовов. Раньше инженер, ученый, производитель должен был просто сделать более быструю машину, более мощный пылесос. А теперь надо думать о том, как использовать меньше энергии, какие материалы будут наиболее экологичными. Думаю, что через 10 лет предметы, которые окружают человека, станут легче, меньше и эффективнее.
Я инвестирую свои деньги в R&D. Это долгосрочная тема. Иногда мы инвестируем вперед на 15 лет. Например, моторы, которые я разрабатывал в течение 15 лет, были запущены 5 лет назад, самый последний — где-то год назад.
Так что ты должен быть бегуном на длинные дистанции. И не только ты. Инвестор, который вкладывает в твой проект, тоже должен уметь ждать. На старте я не мог найти никого, кто мог бы мне дать денег в долг. В итоге $1 млн мне одолжил один из крупных банков. Не знаю почему, они обычно так не делают. Но именно это помогло мне стартовать.
Я никогда не даю советов, потому что я сам никогда их не слушаю. Надо идти своим путем. Мечтать и действовать иначе, чем другие. Единственное, что могу сказать: никогда не переставай пытаться. Путь к успеху лежит через столько провалов! Когда я создавал пылесос, мне пришлось сделать 5127 прототипов. То есть 5126 попыток были неудачными.
Верить в идею
Когда я был молодым, я занимался бегом на длинные дистанции. В забеге в какой-то момент ты чувствуешь, что силы на пределе. И это происходит не перед финишем, а гораздо раньше. И тут ты начинаешь замедляться. Но суть в том, что это как раз тот момент, когда замедляются все остальные.
Когда ты безуспешно работаешь над чем-то долгое время и в какой-то момент теряешь веру в себя, то, скорее всего, это и есть тот момент, когда ты почти добился успеха. Надо собрать волю и работать на все сто, идти дальше и дальше. Этот отрезок — как раз тот водораздел, который отделяет провал от успеха.
Для меня деньги никогда не были мотиватором, они не влияют на мои решения. Я рос в семье учителей. Денег не было, но они были не так важны. Значение имела культура. В школе я изучал античную историю и английскую литературу. И, думаю, это лучше, чем если бы мои родители были бизнесменами или политиками.
В этом смысле я не делаю логичных бизнес-решений. Мы исходим из того, можем ли мы создать технологию, которая решит какую-то конкретную проблему. Возможно, это не очень хорошо с точки зрения бизнеса: например, наши сушилки для рук — это не тот продукт, которые люди покупают в свои дома, как пылесосы или вентиляторы. Сушилки идут в отели и на станции — это совершенно другой тип бизнеса. Но главное — то, что мы разработали, сделало мир эффективнее.
Так что мой рецепт успеха — делать то, во что ты веришь. Вне зависимости от того, сделаешь ли ты на этом деньги или нет.
Записала Варвара Печурина