К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Меньше не имело смысла

Меньше не имело смысла
Прямая поддержка малого бизнеса — это попытка достичь ненужной цели негодными средствами

На состоявшемся недавно заседании правительства Москвы Сергей Собянин заявил, что 75% из 2 млрд рублей, которые были выделены в прошлом году на поддержку малых и средних предприятий, «израсходованы неэффективно: они практически не дошли до предприятий». Вместо прежней политики развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства теперь правительство Москвы будет делать акцент на прямую поддержку предпринимателей — за счет субсидий на открытие бизнеса, льготной аренды и гарантий по кредитам.

Представим (в целях дискуссии), что вслед за принятыми решениями доля малого бизнеса действительно начнет расти. Но хорошо ли это?

Экономическая теория показывает, что размер фирмы подобен размеру одежды или обуви — он не может быть хорошим абстрактно, он должен подходить именно вам. Оптимальный размер фирмы является ответом на предпринимательский вопрос: как проплыть между Сциллой бюрократизации и понижения контролируемости бизнеса по мере его роста, и Харибдой рисков и иных проблем, которые возникают в отношениях с посторонними. Представим страну, где законодатель делает множество договоров невозможными, а суд не может надежно обеспечить исполнение договоров и нередко игнорирует прямо выраженную в договоре волю сторон. В такой стране больше операций будет предпочтительно выполнять внутри фирмы, чем в стране, которая избавлена от подобных недостатков.

 

Страну с плохим законодателем и судами, а Россия является такой страной, можно уподобить стране с плохими дорогами, что тоже нам не чуждо. Если дороги плохие, а кое-где их вовсе нет, то в стране может наблюдаться преобладание мощных и больших машин — джипов и КамАЗов — тогда как в соседней стране, где дороги хороши, напротив может ездить множество «Запорожцев». Разумный взгляд на эту ситуацию таков: проблемой первой страны является отсутствие дорог, а вот преобладание джипов и КамАЗов смягчает эту проблему. Этой первой стране было бы только хуже, если бы (при неизменности ситуации с дорогами) правительство начало стимулировать повышение доли «Запорожцев».

Высказанные соображения можно было бы истолковать так: политика развития малого бизнеса должна состоять не в раздаче денег, а в борьбе с причинами, которые делают страну не очень благоприятной для малого бизнеса. Однако эта трактовка упускала бы самое существенное — размеры фирм лишены самоценности. Они хороши в той мере, в какой соответствуют сложившимся обстоятельствам. Весь вопрос, следовательно, не в том, способствует ли совершенствование законодательства и деятельности судов развитию малого бизнеса, а будет ли нам лучше, если мы будем иметь хорошие законы и хороший суд.

 

Размер бизнеса в данном случае ничем не отличается от размера одежды. Причина, по которой похудение желательно, совсем не в том, что одежда 46-го размера сама по себе лучше одежды 54-го.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+