На состоявшемся недавно заседании правительства Москвы Сергей Собянин заявил, что 75% из 2 млрд рублей, которые были выделены в прошлом году на поддержку малых и средних предприятий, «израсходованы неэффективно: они практически не дошли до предприятий». Вместо прежней политики развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства теперь правительство Москвы будет делать акцент на прямую поддержку предпринимателей — за счет субсидий на открытие бизнеса, льготной аренды и гарантий по кредитам.
Представим (в целях дискуссии), что вслед за принятыми решениями доля малого бизнеса действительно начнет расти. Но хорошо ли это?
Экономическая теория показывает, что размер фирмы подобен размеру одежды или обуви — он не может быть хорошим абстрактно, он должен подходить именно вам. Оптимальный размер фирмы является ответом на предпринимательский вопрос: как проплыть между Сциллой бюрократизации и понижения контролируемости бизнеса по мере его роста, и Харибдой рисков и иных проблем, которые возникают в отношениях с посторонними. Представим страну, где законодатель делает множество договоров невозможными, а суд не может надежно обеспечить исполнение договоров и нередко игнорирует прямо выраженную в договоре волю сторон. В такой стране больше операций будет предпочтительно выполнять внутри фирмы, чем в стране, которая избавлена от подобных недостатков.
Страну с плохим законодателем и судами, а Россия является такой страной, можно уподобить стране с плохими дорогами, что тоже нам не чуждо. Если дороги плохие, а кое-где их вовсе нет, то в стране может наблюдаться преобладание мощных и больших машин — джипов и КамАЗов — тогда как в соседней стране, где дороги хороши, напротив может ездить множество «Запорожцев». Разумный взгляд на эту ситуацию таков: проблемой первой страны является отсутствие дорог, а вот преобладание джипов и КамАЗов смягчает эту проблему. Этой первой стране было бы только хуже, если бы (при неизменности ситуации с дорогами) правительство начало стимулировать повышение доли «Запорожцев».
Высказанные соображения можно было бы истолковать так: политика развития малого бизнеса должна состоять не в раздаче денег, а в борьбе с причинами, которые делают страну не очень благоприятной для малого бизнеса. Однако эта трактовка упускала бы самое существенное — размеры фирм лишены самоценности. Они хороши в той мере, в какой соответствуют сложившимся обстоятельствам. Весь вопрос, следовательно, не в том, способствует ли совершенствование законодательства и деятельности судов развитию малого бизнеса, а будет ли нам лучше, если мы будем иметь хорошие законы и хороший суд.
Размер бизнеса в данном случае ничем не отличается от размера одежды. Причина, по которой похудение желательно, совсем не в том, что одежда 46-го размера сама по себе лучше одежды 54-го.