Сегодня в России сложно найти компанию, которая не задумывалась бы о передаче на аутсорсинг тех или иных функций. Почему, несмотря на известность метода, российские компании не торопятся брать пример с западных коллег, давно передающих на аутсорсинг свои IT-процессы? Ведь согласно прогнозу Gartner глобальный рынок IT-аутсорсинга будет только расти.
Многие считают, что основная причина кроется в недоверии. Но мне истинные причины видятся в другом. До кризиса мало кто задумывался об эффективности. Зачем считать и экономить, если в этом нет острой необходимости? Именно поэтому 95% компаний на российском рынке занимались созданием собственной инфраструктуры и только 5% ее аутсорсили. Повсеместный дефицит бюджета, сокращение издержек и курс на повышение эффективности за прошедшие два года дали рынку аутсорсинга мощный стимул.
Кроме того, в России стали появляться руководители нового типа: на смену функционерам приходят «функциональщики». Для них в приоритете сокращение затрат без ущерба качеству, а также жесткий контроль этого качества. Аутсорсинг информационных систем дает возможность отслеживать качество работы IT-инфраструктуры по четким, понятным бизнес-руководителям критериям. На стороне аутсорсинга выступают и действующие на российском рынке западные компании, для которых передача непрофильных функций на аутсорсинг — корпоративный стандарт. Отечественный бизнес постепенно стал разворачиваться в сторону западной модели IТ – 50% на 50%. Вполне возможно, что в будущем развитие станет похоже на снежную лавину. Именно поэтому мы строим уже второй аутсорсинговый дата-центр, а места в первом были сданы еще до окончания строительства.
Безусловно, универсальных рецептов не существует. И не для всех IT-аутсорсинг станет оптимальной моделью. Однако при рациональном подходе это грамотный инструмент. Например, американская строительная компания James Hamilton Construction Co. передала на аутсорсинг управление печатью и сократила время простоя принтеров и затраты на их обслуживание. А власти Миннеаполиса перепоручили субподрядчикам управление всей IT-инфраструктурой города, от серверов и сетей до мобильных компьютеров полицейских автомобилей. И сэкономили $18 млн, одновременно расширив спектр услуг населению города.
Для того чтобы отдача была максимальна, до принятия решения о передаче сторонней компании главного — информации, — важно понять следующие принципиальные моменты.
1. Преимущества IT-аутсорсинга для компании
Возможность сосредоточиться на профильном бизнесе, отдав технологические аспекты в руки профессионалов. Это избавит от затрат на покупку, внедрение и поддержку дорогостоящих современных технологий и содержание большого штата IT-специалистов. Например, аренда ресурсов дата-центра позволит компании обеспечить бесперебойность бизнеса и доступ к мощным распределенным вычислительным ресурсам без инвестиций в строительство и обслуживание собственного дата-центра. Многие знают, насколько это недешевое удовольствие.
2. Кому аутсорсинг выгоден
Цивилизованной компании, корректно учитывающей свои затраты, в том числе на IТ (включая косвенные и переменные, от счетов на электроэнергию до аренды офисных площадей), а не только стоимость оборудования и зарплату специалистов. Здесь нужно провести аналогию с внутренним управленческим учетом: по мере роста бизнеса начинают внедрять отдельные его части; в крупных же компаниях это уже обязательный элемент управления.
3. Как правильно рассчитывать затраты и выгоды от атусорсинга
Для полноценного расчета IT-затрат существуют методики учета IT-активов. Например, хорошо зарекомендовала себя практика, когда весь IT-блок (деятельность специалистов, систем, оборудования и прочих ресурсов) рассматривается через призму сервисов, предоставляемых IT-подразделением. Это дает адекватное представление о деятельности собственного IT-подразделения, а также о существующих на IT-рынке предложениях по аутсорсингу.
4. Что можно отдать на IT-аутсорсинг
Традиционно консультанты по аутсорсингу советуют компании оставить внутри все профильные для бизнеса функции, а остальное отдать на аутсорсинг. Однако последние тенденции в этой области — облачные решения, аренда дата-центров — позволяют передать на аутсорсинг инфраструктуру целиком. Например, аренда «облака» во внешнем дата-центре позволяет разместить в нем резервный центр обработки данных с копиями всех бизнескритичных приложений. Это в разы повышает надежность и устойчивость бизнеса и избавляет компанию от значительных затрат.
5. Что критично учесть и контролировать на уровне руководителя компании
Аутсорсинг не повод менять что-либо в функциях бизнес-руководителя. Контролироваться должны как внутренние процессы IT-подразделения, так и деятельность субподрядчиков. Главное — надежность и качество выполнения бизнес-процессов, вне зависимости отданы они полностью или частично на аутсорсинг или выполняются своими силами.
6. Риски IT-аутсорсинга
Риски в аутсорсинге те же, что и в любом долгосрочном сотрудничестве компаний. Однако в отличие от многих других проектов есть уже хорошо зарекомендовавшие себя инструменты. Например, соглашение об уровне сервиса позволит четко установить требования к уровню обслуживания. Главное — взаимное доверие участников, джентльменские взаимоотношения. Конечно, на их построение нужно время. Нацеленность на результат, прозрачность и осведомленность — залог успеха любого проекта, и ауторсинг не исключение.
Автор — генеральный директор компании КРОК, специализирующейся на системной интеграции