Редкая компания сейчас не устраивает промо-акции для продвижения своей продукции. Рано или поздно она сталкивается с сообществом профессиональных охотников за призами – «призоловами». По нашей оценке, от 20% до 40% призов на многочисленных промо-акциях достается именно им. Стоит ли говорить, что компания при этом тратит деньги впустую, поскольку подарки, призванные увеличить лояльность к бренду, идут на продажу. Особенно популярны у призоловов устройства, на которые не нанесен бренд организатора акции - плейеры, наушники, колонки и т.д. Призоловы предпочитают действовать сообща по принципу «услуга за услугу». Свои действия они координируют в сообществах в соцсетях и на специальных сайтах. Один из методов – создание множества пользовательских аккаунтов и голосование «от их имени» при проведении конкурсов.
Если компания проводит промо-акции для нескольких своих брендов, и в списках участников из года в год встречаются одни и те же имена, скорее всего это и есть профессиональные призоловы. Как правило охотники за призами предпочитают регистрироваться группами с одного IP адреса, а запрос на приз приходит от одного и того же пользователя с неправдоподобно коротким интервалом, например раз в секунду (запросы автоматически отправляет специальная программа). Чтобы вычислить призоловов, полезно отслеживать откуда они пришли на сайт промо-акции. Многие участники узнают об акции на сообщества призоловов и приходят именно оттуда.
Как ограничить количество призоловов
Мой опыт показывает, что совсем избавиться от призоловов не удается, но можно значительно ограничить их участие. Вот несколько рекомендаций.
- При организации промо-акции не вывешивайте на сайте призы в виде каталога. Это один из самых удобных для призоловов форматов. Механика работы каталога проста: посетитель «покупает» призы за баллы. Например, за 3 балла можно получить фонарик, за 30 - толстовку, за 3000 – главный приз, автомобиль, который достанется тому, кто первый зарегистрировал нужное количество кодов и заказал приз. При такой организации промо-акции призоловы начинают соревноваться в скорости и десятки тысяч призов расходятся за несколько часов. Коды они обменивают или покупают на бирже призоловов или у тех, кто по роду своей деятельности имеет доступ к упаковке продукта.
- По сравнению с каталогом лотерея – более безопасный для организатора формат. Нужно также регистрировать коды, но призы разыгрываются как в лотерее. Законодательство предполагает сложный процесс регистрации лотерей, поэтому часто ее заменяют более простой механикой – приз получает «каждый N- й зарегистрированный код». В обоих случаях формат менее интересен призоловам, так как существенно снижается процент выигранных ими призов.
- Также мало интересны призоловам разнообразные творческие конкурсы, для участия в которых нужно прислать фотографию на заданную тему, написать сочинение или стихотворение. Максимально защищены от призоловов конкурсы, где победителей выбирает жюри. Ну и разумеется, не стоит отдавать выбор победителей участникам самой акции.
- Если вы все-таки хотите организовать промо-акцию с использованием голосования среди ее участников, нужно быть начеку. Конечно, такой механизм очень удобен – легко можно распространить информацию об акции в социальных сетях с просьбой поставить like. Но именно благодаря простоте такая акция становится жертвой призоловов. Для них не составляет большого труда «накручивать голоса», которые можно купить или обменять на специальных биржах сообщества.
- Самый простой способ снизить лихорадочный интерес призоловов к акции – разместить на подарках свой логотип. Такие товары трудно будет продать или обменять на бирже охотников за призами. Еще один способ отвадить призоловов – потребовать предъявления не только кода на купленном по акции товаре, но и упаковки.
- Бороться с призоловами помогает использование систем сбора, анализа и хранения баз данных. В таких базах призоловы обычно специально отмечены. Если в процессе проведения акции вы вдруг обнаружили, что ценный приз может уйти призолову, можно попытаться этому противостоять, например потребовать предъявить упаковку купленного товара вместе с кодом. Однако имейте в виду, что законодательство защищает право каждого зарегистрированного пользователя на непредвзятое отношение и равный шанс на выигрыш призов. Доказать факт мошенничества очень сложно, поэтому руководствуясь собственными суждениями компания не имеет права исключить призолова из списка победителей.
Как извлекать пользу от действий призоловов
Как ни странно, призоловы могут приносить пользу организаторам акций. Портал www.prizolovy.ru – лучший ресурс по выявлению недочетов акции - технических сбоев, недостатков навигации, неудачных призов. Причем призоловы размещают там отзывы весьма оперативно.
Стремясь оградиться от призоловов, бренд-менеджеры усложняют систему организации акций, требуя от участников дополнительных действий. Я не советую идти по такому пути, так как акция может оказаться слишком сложной для простых потребителей. Имейте в виду, что интернет в России развивается в основном за счет регионов, где жители пока еще не привыкли к сложным манипуляциям. При этом именно они чаще откликаются на промо-акции.