К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Проверка на лидерство


Как должна быть устроена реформа милиции

Сегодня, когда все говорят о реформе правоохранительных органов, стоит освежить в памяти рекомендации ученых об управлении изменениями. Если они не помогут провести реформу, то хотя бы помогут предметно оценить усилия властей на этом нелегком пути.

Классикой жанра стала технология гарвардского профессора Джона Коттера (автора книги Leading Change, в русском издании «Впереди перемен»), впервые изложенная в Harvard Business Review в 1995 году. За 15 лет она не устарела, статью продолжают цитировать и включать в различные сборники.

По Коттеру любая реформа должна состоять из восьми основных этапов.

 

1)   Осознание безотлагательности перемен.

2)   Создание мощной команды, которая возглавит реформу.

 

3)   Выработка концепции реформы и/или стратегии ее реализации.

4)   Донесение до всех концепции реформы.

5)   Создание условий для работы по-новому.

 

6)   Достижение заметных промежуточных результатов.

7)   Закрепление результатов и постановка новых масштабных целей.

8)   Закрепление новых методов работы.

Реформа милиции началась в полном соответствии с рекомендациями Коттера. Девятый вал информации о милицейских злоупотреблениях, который накрыл нас в последний год, очень похож на реализацию этапа «Осознание безотлагательности перемен». «Всенародное обсуждение» закона о полиции, затеянное сейчас, не что иное, как «донесение концепции» — пресса поднимет новую волну и хотя бы через комментарии доведет до масс суть закона.

Как и следовало ожидать, с этими двумя пунктами у кремлевских функционеров никаких трудностей не возникло — в деле пропаганды они большие мастера. Вопрос в том, справится ли Кремль с вопросами сущностными?

 

Технология Коттера стала классикой жанра не случайно. Она дает результаты. Но как показывает практика, исключение или неумелое исполнение хотя бы одного пункта грозит неудачей всей реформе.

Другой специалист по управлению стратегическими изменениями, автор книги Breakpoints: How Managers Exploit Radical Change Пол Стребел приводит данные о том, что лишь 20% задуманных программ изменений заканчиваются успехом. То есть у нас один шанс из пяти, что итогом нынешней реформы будет что-то большее, чем переименование милиции в полицию.

Любые перемены надо начинать с постановки цели — конкретной и реальной. Она не должна быть сформулирована расплывчато и слишком длинно. «Есть золотое правило, — пишет Джон Коттер, — если за пять минут собеседник не понял вашу концепцию и ему не стало интересно, значит, вы еще не довели ее до ума, а следовательно, второй этап не пройден». Понятно, что хорошая полиция лучше плохой милиции. Но это не концепция. И новый закон — не концепция. В старом тоже не было написано, что можно притеснять граждан и обирать бизнес. Новый закон — всего лишь один из инструментов достижения цели

Цель должна быть максимально конкретной, а ее результаты — измеримыми. Например: искоренить коррупцию в правоохранительных органах, ликвидировать произвол милиционеров (или полицейских, если хотите) и прекратить корыстные атаки на бизнес и граждан со стороны органов.

 

Задав вектор движения, нужно уже на старте выбрать способы мониторинга этого движения. Пункт шесть технологии Коттера предписывает фиксировать промежуточные результаты. Можно, например, каждые полгода замерять уровень коррупции в правоохранительных органах или произвола людей в погонах (например, через опросы граждан). Не помешает независимая и очень авторитетная комиссия, которая будет под лупой изучать каждое дело по экономическим статьям, каждый случай взятия по ним под стражу и судебного разбирательства. И, лучше, если это будут эксперты, работающие на общественных началах, а такие наверняка найдутся, поскольку «осознание безотлагательности перемен» — налицо.

Отслеживать промежуточные результаты нужно и для того, чтобы мотивировать людей. «Масштабная реформа требует времени, и если не ставить перед людьми небольших и быстро достижимых целей, надолго их не хватит, — пишет Коттер в своей знаменитой статье. — Многие перегорят или пополнят ряды противников преобразований, если в течение года или двух не будет наглядных доказательств того, что усилия не напрасны, что запланированные результаты достижимы».

Теперь самый важный момент — лидерство и команда реформаторов. От этого будет зависеть многое, если не все. Для того чтобы возглавить реформу такого масштаба, нужен лидер с недюжинной силой воли, настоящий титан, несгибаемый борец. Ему придется противостоять мощнейшему сопротивлению, а то и прямым угрозам. Понятно же, что поставлено на кон для некоторых очень сильных и влиятельных людей.

И если правда (как утверждают «Ведомости»), что это по настоянию замминистра Евгения Школова, курирующего департамент экономической безопасности, в ведении полиции оставили экономические преступления, это плохой знак. Он может говорить о недостатке как раз той самой лидерской воли.

 

Любая реформа одним дает возможности для карьерного взлета, а другим приносит сплошные потери и проблемы. Те, кто от реформы теряет, пойдут на все, чтобы от нее осталась одна видимость. В команду реформаторов не должны войти люди, чьи намерения вызывают сомнения. Например, там не должно быть тех, кто прикрывает внезапно разбогатевших подполковника Кузнецова и майора Карпова. Точно так же, с точки зрения теории менеджмента и даже просто здравого смысла, в команду реформаторов не должны войти ни Евгений Школов, ни Рашид Нургалиев — результаты их деятельности говорят о том, что они либо не заинтересованы в переменах, либо личностно или профессионально не соответствуют уровню задач.

Невозможно перепрыгнуть пропасть в два приема и невозможно провести реформу правоохранительных органов, не потревожив влиятельных и опасных людей. Так что эта реформа станет проверкой власти на лидерство.

Автор — главный редактор журнала Harvard Business Review Россия и книжного издательства United Press/Альпина Бизнес Букс

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+