Автор — главный аналитик, член правления «МК Аналитика»
Российская госкомпания заручилась партнерской поддержкой хоть и переживающего не лучшие дни, но все еще чрезвычайно мощного транснационального концерна, по-прежнему обладающего немалыми возможностями по всему миру и весьма продвинутой технологической базой. Благодаря созданию СП «Роснефти» удалось с немалой выгодой вовлечь в оборот только что полученный на внеконкурсной основе за бесценок лицензионный ресурс на арктическом шельфе. Теперь дорогостоящей и технологически сложной разведкой, для самой «Роснефти» очевидно непосильной, займется, по-видимому, новый партнер госкомпании. Не исключено, что для нее в сделке присутствует также особый мстительный шарм в связи с не сложившимся ранее альянсом ВР-«Газпром» (которому партия «Роснефти», по слухам, активно препятствовала). Не секрет к тому же, что приснопамятная операция «Байкалфинансгруп» по раздербаниванию активов ЮКОСа выходит на принципиально новую стадию «отмытости» — как правовой, так и исторической.
ВР тоже совсем не в проигрыше. Среди крупнейших производителей нефти в мире «Роснефть» — одна из наиболее дешевых в расчете на единицу контролируемых ресурсных запасов. Таким образом, благодаря обмену акциями доказанные резервы ВР будут приращены более чем вдвое дешевле, чем в среднем по прошлому году.
Кроме того, после прошлогодней экологической катастрофы в Мексиканском заливе, чуть было не уполовинившей акционерную стоимость ВР и заставившей ее в спешном порядке продавать активы по всему миру для удовлетворения претензий, компания долго была поставщиком исключительно дурных новостей. Теперь же на энергорынке заговорили о ВР чуть ли не как о первооткрывателе новой модели ведения бизнеса. Для обеспечения доступа к наиболее перспективным ресурсам крупнейшие нефтяные компании сегодня вынуждены идти на довольно рискованные шаги, в том числе в политически неблагоприятных зонах (а Россия почти по всем критериям именно к таковым и относится). Как бы то ни было, даже традиционно желчные миноритарии вынуждены признать, что проводимая в рамках сделки новая эмиссия акций британского гиганта не должна негативно сказаться на стоимости ранее осуществленных вложений. В любом случае мировые фондовые площадки проголосовали за новый альянс ростом курсов бумаг обеих компаний.
Должны быть исключительно довольны сделкой и власти России, продемонстрировавшие миру, что способны привлекать инвестиции от одной из крупнейших западных корпораций, согласившейся на роль младшего партнера в освоении арктического шельфа. И это несмотря на беспорядки в Москве и иные очевидные признаки утраты контроля за происходящим. Несмотря на массированное бегство капиталов и стремительное падение страны в международных рейтингах делового климата. Наконец, невзирая на только что оглашенный приговор в Мещанском суде. Да и свежеприобретенный Кремлем статус крупнейшего акционера ВР тоже дорогого стоит. В свою очередь, приветствовали сделку и представители британского правительства, давно жаждущие по примеру администрации Обамы начать взаимовыгодную перезагрузку с Москвой.
В этом мощном хоре утонули тревожные голоса экологов (в Арктике последствия разлива нефти куда катастрофичнее, чем в теплых широтах), американских конгрессменов (процесс удовлетворения претензий по катастрофе в Мексиканском заливе далеко не закончен; кроме того, компания BP как-никак остается крупнейшим поставщиком топлива для армии США) и отраслевых скептиков (положительный результат нефтяной разведки Восточно-Приновоземельских участков вовсе не гарантирован). Между тем инвестиции необходимы весьма и весьма длинные: первая скважина будет пробурена не ранее 2015 года, а первая нефть, возможно, получена не ранее 2025 года.
«За одного битого двух небитых дают», — снисходительно пошутил российский премьер, принимая у себя подписанта сделки, главу ВР Роберта Дадли. С ходу сложно понять, что подразумевал Владимир Путин: то ли все те же пресловутые экологические беды ВР, то ли неоднозначный российский опыт самого Роберта Дадли. Как известно, он, будучи главой ТНК-ВР, имел в ходе акционерного конфликта всего пару лет назад целый ряд проблем с российскими силовыми структурами и даже был вынужден в спешке покинуть нашу страну.
Последний факт позволяет посмотреть на сделку «Роснефть»-ВР под несколько иным углом. Кому как не Дадли понимать, как делаются дела в нынешней России и какие механизмы гарантий исполнения сделок тут действуют. Кому как не Дадли понимать, что с такой помпой заключенная им в прошлую пятницу сделка в стратегическом плане — не более чем опцион. И кому как не Дадли понимать, что хотя формально ВР создала совместное предприятие с «Роснефтью», основной контрагент у него другой. Это будущий президент России.
Именно такую опережающую ставку сделала изрядно потрепанная своими неудачами ВР.
Автор — главный аналитик, член правления «МК Аналитика»