Почему следователей, занимавшихся «делом Магнитского», не следовало награждать
Автор — управляющий партнер «Файерстоун Данкан», член Совета директоров Американо-российской торговой палаты
Русский писатель Сергей Довлатов заметил, что, разговаривая с женщиной, можно представлять факты, приводить аргументы, взывать к логике и в конце концов обнаружить, что ей противен сам тембр твоего голоса. То же можно сказать и о российской милиции — ей можно приводить бесчисленное множество неопровержимых фактов, свидетельствующих о фальсификации уголовного дела в отношении Сергея Магнитского, о причастности следователей и оперативников к хищениям, об укрывательстве ими действительных виновников многочисленных преступлений и вдруг обнаружить, что уличенные во всех этих преступлениях следователи получили государственные награды.
Награждение состоялось, несмотря на то что десятки людей направляли в МВД России заявления и обращения с требованиями провести расследования в отношении награжденных, представив неопровержимые свидетельства их преступной деятельности. Тем не менее ни по одному из этих заявлений так и не было проведено расследования, ни один из преступников не призван к ответу. Вместо этого МВД России делает из преступников героев и одновременно пытается организовать уголовное преследование в отношении меня и моих коллег-юристов, написавших эти заявления.
Когда я прочел на сайте МВД РФ о том, что Олег Сильченко и Павел Карпов награждены знаком «Лучший следователь», а их начальник Наталья Виноградова стала почетным сотрудником МВД России, я последовательно пережил три сильные эмоции — унижение, злость и шок: униженность бессилием добра, озлобленность безнаказанностью зла и шок от того, что ничего на самом деле при Медведеве не изменилось и все выглядит так, будто российское руководство санкционировало убийство Сергея. Хотелось написать в ответ что-то издевательски резкое, как пощечина. Но с тех пор как погиб Сергей Магнитский, эмоции для меня — непозволительная роскошь. Придется быть серьезным, хоть это и непросто в этой ситуации.
В течение года, прошедшего со дня гибели Сергея Магнитского, в МВД России мною были неоднократно представлены доказательства того, что следователи, которые вели его дело, причастны к хищению нескольких сотен миллионов долларов из российского бюджета, в чем их, собственно, и обвинил Сергей Магнитский еще до своего ареста.
Факты, изложенные мною, незамысловаты, для сбора доказательств не надо снаряжать экспедицию на Луну — несколько запросов в архивы, несколько запросов в банки, несколько запросов в суды, и доказательственная база будет собрана следствием самостоятельно, без всякой посторонней помощи. Вместо этого МВД России заняло круговую оборону, пытаясь выгородить своих сотрудников. Эти награды были даны вопреки возмущению российской и международной общественности с единственной целью — продемонстрировать преданность «неприкасаемых» друг другу и еще больше сплотить их единство.
Смею предположить, что Наталия Виноградова, Павел Карпов и Олег Сильченко были награждены не по недосмотру, не в связи с какими-то другими делами, а именно в связи с делом Магнитского и именно в связи с предъявленными им обвинениями в качестве своего рода гарантии и индульгенции коррумпированным чиновникам. Это откровенная политическая демонстрация, своеобразная акция устрашения: чтобы не думали, что систему можно «пробить». Это откровенный сигнал всем, кто сегодня борется с коррупцией. МВД демонстрирует свою готовность до последнего защищать своих коррупционеров. Когда-то Рузвельт нелестно отозвался об одном латиноамериканском диктаторе, сказав, что он хоть и «сукин сын», но зато «наш сукин сын». Проблема в том, что сегодня в российском МВД стало слишком много таких детей: кого ни тронь — все «наши».
Я считаю, что нежелание МВД России расследовать очевидные преступления против руководства России есть дискредитация его в глазах мировой общественности. Мы подошли к той черте, где отказ Кремля вмешаться в это резонансное для российской и мировой общественности дело равносилен государственному поощрению совершенных преступлений. Сергей Магнитский заявил об обнаружении многомиллиардной кражи денег у российского народа и обвинил в причастности к этому хищению сотрудников милиции. Эти офицеры арестовали Сергея, он погиб, сами милиционеры стали миллионерами, получили повышение по службе и избежали расследования, напротив, атакуя всех своих обвинителей. Кремль взирает свысока на весь это фарс правосудия, не предпринимая ничего, чтобы остановить «неприкасаемых». В этой связи демонстративные акции, наподобие этого циничного награждения преступников, не укрепляют доверия российской и мировой общественности к российскому руководству.
Автор — управляющий партнер «Файерстоун Данкан», член Совета директоров Американо-российской торговой палаты