К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Александру Бастрыкину не поможет даже Шерлок Холмс

Александру Бастрыкину не поможет даже Шерлок Холмс
Дедуктивный метод не работает, если к нему не прилагается совесть. Поэтому люди, укравшие 5,4 млрд рублей, до сих пор не под следствием

Автор — управляющий партнер Файерстоун Данкан, член Совета директоров Американо-Российской торговой палаты

Российские следователи запутались в трех соснах (между властью, деньгами и криминалом), расследуя дело о хищении 5,4 млрд рублей из российского бюджета. Скоро исполнится ровно три года с тех пор, как в декабре 2007 года из российской казны при помощи незаконно изъятых сотрудниками МВД документов, сфабрикованных решений арбитражных судов и поддельных налоговых деклараций украли баснословную сумму. Но воз и ныне там. За кражу осужден мелкий жулик Виктор Маркелов («рабочий лесопилки»), который получил по году за каждый миллиард. Четыреста миллионов ему, видимо, простили за хорошее поведение. О том, куда делись деньги, его даже не спрашивали, так как гражданского иска Виктору Маркелову никто не предъявлял.

В одном из своих последних интервью Александр Бастрыкин заявил, что он хочет «во всем разобраться объективно, без давления», а министр внутренних дел Рашид Нургалиев посетовал, отвечая на каверзный вопрос о том, кто же украл деньги, что дело это очень сложное и запутанное. Эти заявления показались мне удивительными. И я, и следствие опираемся в принципе на одни и те же факты. Смею даже предположить, что следствию известно гораздо больше фактов, чем мне, хотя бы потому, что у него в отличие от меня — частного лица — гораздо больше возможностей эти факты собирать. При этом мне это дело не кажется таким запутанным. Более того, оно мне кажется даже довольно простым. Все дело только в умении и в желании делать правильные выводы.

 

Возможно, ведомству Александра Бастрыкина недостает умения работать при помощи дедуктивного метода, позволяющего делать правильные умозаключения из имеющихся посылок. Поэтому я решил внести свой личный вклад в работу следствия и направил на имя Александра Бастрыкина заявление, в котором, опираясь на уже общеизвестные (то есть известные не только мне и следователям, но уже и широкой публике) сведения обвинил сотрудников МВД Артема Кузнецова и Павла Карпова в тесном сотрудничестве с уголовником Дмитрием Клюевым, который, собственно, и стоит за организацией хищения пресловутых 5,4 млрд рублей из бюджета, а также за многими другими аналогичными хищениями.

К сожалению, мои отношения с ведомством Александра Бастрыкина сложились не лучше, чем отношения знаменитых героев Конан Дойла — частного детектива Шерлока Холмса и полицейского сыщика Лестрейда. Несмотря на то что по закону ответ на мое заявление должен быть написан в течение 3 дней, я не могу получить его уже более полутора месяцев. Причем это должен быть очень простой ответ — либо в моем заявлении содержатся сведения, достаточные для возбуждения уголовного дела против Карпова и Кузнецова в связи с их причастностью к хищению бюджетных денег, либо нет. Причем меня бы устроил любой ответ, потому что я готов отстаивать свою правоту в суде. Но Следственный комитет ни да, ни нет не говорит. И мне не остается ничего другого, как вслед за героем Конан Дойла представить свою детективную историю на суд читателей.

 

История кражи 5,4 млрд — классический «черный ящик»: нам абсолютно достоверно известно, что было на входе и что стало на выходе, но совершенно непонятно, как это все было устроено внутри. На входе был обыск, произведенный Артемом Кузнецовым и Павлом Карповым в моем офисе 4 июня 2007 года, в ходе которого были изъяты все финансовые и учредительные документы, а также печати компаний «Махаон», «Парфенион» и «Рилэнд», принадлежащих фонду Hermitage. На выходе были 5,4 млрд рублей, поступивших из Федерального казначейства 27 декабря 2007 года на счета этих компаний, незаконно открытые в «Универсальном банке сбережений». Посередине было принятое в течение одного дня на основании поддельных документов решение налоговых инспекций №25 и №28 по Москве о возврате ранее уплаченных налогов как якобы «переплаченных».

Чтобы легче было прочертить линию между этими тремя точками в криминальном пространстве, следствию было достаточно задать себе (и другим) один-единственный вопрос: а кому принадлежит этот замечательный «Универсальный банк сбережений», удочеривший 5,4 млрд краденых государственных денег? Согласитесь — тривиальный вопрос, который вполне может прийти в голову даже не самым звездным детективам. Несколько незамысловатых манипуляций с интернетом позволят быстро установить, что «Универсальный банк сбережений» принадлежал авторитетному предпринимателю Дмитрию Владиславовичу Клюеву. Еще пятнадцать минут работы в сети позволят узнать, что имя Дмитрия Клюева навеки вписано в историю криминальной России авантюрной попыткой украсть акции Михайловского ГОКа на полтора миллиарда долларов у самого Алишера Усманова. За это он даже поплатился судимостью, оставившей темное пятно на его светлой биографии. После того как выяснилась эта пикантная подробность, грех не спуститься в архив и не взять хотя бы обвинительное заключение и приговор по этому делу, не говоря уж обо всем остальном. В любом случае следователю это было проще сделать, чем Сергею Магнитскому, расследовавшему это дело на свой страх и риск.

Но почему-то следователи упорно не хотят обращаться к своим архивам. А зря, они узнали бы из них много интересного и имеющего прямое отношение к краже 5,4 млрд рублей из казны. Например, из показаний по делу о попытке кражи акций Михайловского ГОКа они бы узнали, что еще в 2002 году Дмитрий Клюев создал «бизнес» по организации возвратов налогов из бюджета, что его первым проектом в этой области был возврат налогов, уплаченных «Северной инвестиционной компанией» и что реализовал он этот проект по заказу инвестиционного банка «Ренессанс Капитал», который в дальнейшем привлекал его к работе как консультанта по возврату налогов на систематической основе.

 

Обратившись к этой теме, следователи легко бы обнаружили уже не являющиеся ни для кого секретом, опубликованные в прессе более двух лет тому назад сведения. Плодотворное сотрудничество Дмитрия Клюева и «Ренессанс Капитала» продолжалось и далее: в 2006-2007 году они реализовали ряд новых проектов по возврату налогов больше, чем на 3 млрд рублей. Причем по удивительному стечению обстоятельств эти возвраты были осуществлены по той самой схеме, по которой спустя год были украдены искомые 5,4 млрд рублей. В обеих схемах участвовали одни и те же директора подставных компаний, аффилированные с Дмитрием Клюевым; одни и те же адвокаты, являющиеся партнерами Дмитрия Клюева. Ну и, конечно, решения о возврате налогов принимали одни и те же налоговые инспекции. Все это должно было навести следователей на серьезные размышления. Однако так не случилось.

Но это не самое удивительное, что могли бы открыть следователи, прочитай они дело Михайловского ГОКа. Еще большим открытием для них должно было стать то обстоятельство, что расследовал дело против Дмитрия Клюева следователь Павел Карпов. Именно тот самый Павел Карпов, у которого на хранении (как в швейцарском банке) находились все изъятые в моем офисе документы компаний «Махаон», «Парфенион» и «Рилэнд», без доступа к которым украсть миллиарды было невозможно. Павел Карпов показал себя очень гуманным следователем, потому что за попытку украсть полтора миллиарда долларов США, не состоявшуюся по независящим от него причинам, Дмитрий Клюев получил только полтора года условно.

Конечно, такие гуманные следователи в системе МВД сегодня редкость. Кто бросит камень в человека, который заведет с таким достойным человеком дружбу? Поэтому мы тоже не бросим в Дмитрия Клюева камень за то, что его общение с Павлом Карповым продолжилось после столь счастливого для него завершения собственного уголовного дела. Причем не только с ним одним, но и с его сослуживцем Артемом Кузнецовым. И опять-таки дружба эта не была тайной. Сотрудники следственного комитета, перечитывая прессу за последний год, могли бы легко обнаружить многочисленные статьи о странной истории с похищением предпринимателя Федора Михеева. Могли, но не сумели.

История эта интересна нам прежде всего тем, что в ней фигурируют вместе Артем Кузнецов, Павел Карпов и Дмитрий Клюев. Всех их Федор Михеев еще в 2006 году, то есть задолго до того, как Артем Кузнецов появился в моем офисе и до того, как деньги русского народа перетекли из казны на счета в «Универсальный банк сбережений», называл в качестве организаторов своего похищения с целью вымогательства 20 миллионов долларов. А что еще более интересно, удерживал похищенного Федора Михеева никто иной, как Виктор Маркелов, тот самый «мастер лесопилки», который сегодня один за всех отдувается на нарах за кражу «неизвестно куда девшихся» денег.

Как видим, стоит чуть-чуть только поработать, применить так хорошо себя зарекомендовавший дедуктивный метод, как черный ящик становится вовсе даже не черным, а совершенно прозрачным, и те, кто в этом ящике прятался, становятся видны, как рыбки в аквариуме. Все линии замыкаются друг на друга, и перед нами открывается картина циничного и многолетнего сотрудничества перевертышей из МВД и криминального синдиката.

 

Мы видим, что все действующие лица «преступления века» были хорошо знакомы друг с другом как минимум с 2005 года. Мы видим, что они ранее уже участвовали вместе в операциях, становившихся предметом расследования. Мы видим, что их «обычным» бизнесом был мошеннический возврат налогов. Мы видим, что этот возврат налогов они осуществляли в тех же налоговых инспекциях, которые выдали фантастическое решение о возврате без проверки 5,4 млрд рублей. Мы видим, что эти хищения из бюджета носили серийный характер и все они осуществлялись по одной и той же схеме и с привлечением одних и тех же мошенников.

Ну и что из того, что все мы это видим, если следствие этого видеть не хочет? Причем нет (и не может быть) спора о фактах. Все, о чем я выше пишу, — факты либо общеизвестные, либо подтвержденные судом. Но никто не желает сложить все эти факты вместе и сделать выводы. Не хватает работникам Следственного комитета дедукции. Или смелости и совести. С дедукцией я готов помочь и в дополнение к поданному мною заявлению выслать Александру Бастрыкину полное собрание сочинений Конан Дойла. А вот со смелостью и с совестью помочь не могу. Пусть учатся у Сергея Магнитского.

Автор — управляющий партнер Файерстоун Данкан, член Совета директоров Американо-Российской торговой палаты

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+