Автор — вице-президент группы компаний Consulco International
В четверг Россия и Кипр подписали 15 документов, направленных на активизацию сотрудничества двух стран, расширение взаимовыгодного взаимодействия в экономической, культурной и других сферах. Это произошло во время первого в истории визита российского президента на солнечный средиземноморский остров. И никак не вяжется с той шумихой вокруг отношений Кипра и России, которая нагнеталась в последние годы. Чего только не писали: «Кипр сдаст российский бизнес», «Конец кипрскому офшору», «Российский Минфин прикроет налоговую лазейку» и все в таком духе.
На самом деле никакого офшора на острове нет и не было. Всегда кипрские компании платили налоги, вели бухгалтерию и предоставляли аудированную отчетность, подвергались контролю со стороны различных госорганов страны в соответствии с нормальной европейской практикой. Мало того, еще СССР в 1982 году заключил с Кипром соглашение об избежании двойного налогообложения, а в 1998-м было подписано налоговое соглашение Кипр — Россия. Благодаря ему, сравнительно либеральным правилам ведения бизнеса и налогообложения, уважительной и дружественной политике, проводимой нашими странами в отношении друг друга Кипр постепенно стал известен как канал, через который очень удобно направлять финансовые потоки для инвестиций в Россию. К середине 2010 года таких инвестиций накопилось аж на $53,8 млрд, что составляет 20,50% от совокупного объема иностранных инвестиций в российскую экономику — первое место среди всех государств-инвесторов!
Если говорить о налоговых преимуществах Кипра перед другими финансовыми центрами, то к ним можно отнести самую низкую в Евросоюзе ставку налога на прибыль — 10%, отсутствие налогообложения дивидендов, прибыли от операций с ценными бумагами, прироста капитала, наследств. Не взимают на острове и налоги при выплате любого дохода за пределы страны.
Экономика Кипра специализируется на секторе услуг — благодаря им формируется около 70% ВВП страны. Спросите, какая страна известна качественными юридическими, бухгалтерскими и аудиторскими услугами, и услышите: Кипр. Это позволяет обеспечить комплексное развитие финансового центра Средиземноморья, мягко переносить глобальные кризисные явления (в этом году рост ВВП ожидается на уровне до 2,5%), достичь высоких показателей по ВВП на душу населения — около $28 000 (более чем в три раза превышает показатели России).
Россияне активно используют преимущества Кипра не только для реинвестиций на Родину, но и для экспансии капиталов в другие страны Европы. Нет страны удобнее для этого, ведь Кипр — полноправный член ЕС, имеет современную банковскую систему, с 2009 года входит в зону евро, для него применяются все директивы Евросоюза. Неслучайно он лидирует и по объему инвестиций из Российской Федерации за рубеж — $69,4 млрд (41,9% от общего объема).
Россияне являются наиболее активными покупателями недвижимости на Кипре. В I полугодии 2009 года на граждан РФ приходилось 55% всех кипрских сделок с недвижимостью с участием нерезидентов. А прирост количества граждан России, отдохнувших в 2010 году на острове, составил более чем 50%!
Киприоты прекрасно осознают ценность такого делового партнера, как Россия. И ждали визит президента России с нетерпением. Их надежды полностью оправдались. Как заявил в ходе визита Дмитрий Медведев, подписанные документы придадут новый импульс развитию наших отношений, что повысит роль Кипра как одного из основных каналов для привлечения финансовых потоков в Российскую Федерацию на основе современных подходов, транспарентности и прозрачности.
Кстати, о прозрачности. Несколько лет муссировался вопрос об обмене информацией между налоговыми органами Кипра и России. Да, эта статья претерпела некоторые изменения в новой редакции налогового соглашения. Но это не означает, что российская налоговая получила доступ к каким-то ранее секретным данным. Объективно, что в своей работе любой чиновник обязан исполнять регламенты, а они установлены местным законодательством. Так вот современное кипрское законодательство об обмене информацией существует уже более двух лет, и регламенты, установленные в нем, соответствуют европейским нормативам, но не позволяют ни «фишинг», ни доступ к информации по формальным запросам, а каждое обращение обязательно сначала исследуется генеральным прокурором республики. И никто еще не пострадал от того, что такие регламенты существуют.
В итоге корректировок остальных статей налогового соглашения ничего принципиально не изменилось. Более того, все получили выгоду.
Российский бюджет в перспективе может надеяться на получение налогов от:
—прибыли при продаже акций/долей российских предприятий, если более 50% их активов составляет российская недвижимость (статья начнет применяться с 2015 года),
—выплат в пользу кипрских пайщиков российских фондов коллективных инвестиций (эти выплаты будут квалифицироваться как дивиденды и облагаться 5% налогом).
Кипр будет вычеркнут из офшорного списка Минфина России и встанет по респектабельности на одну строчку с Нидерландами, Данией, Австрией, Люксембургом, Великобританией. Чьи правила по обмену информацией, кстати, куда более мягкие, чем кипрские. Зато с учетом особенностей налоговой системы страна останется уникальным финансовым центром для российского бизнеса, инвестиций в Россию или в Европу.
Кого-то, возможно, удивят такие выводы. Ведь столько было истерики по поводу реформирования текста налогового соглашения. На самом деле она нагнеталась для достижения не благих целей, а политики оказались прагматичными и мудрыми. Если никому не выгодно ломать прекрасно работающий механизм привлечения инвестиций, то зачем же делать такие глупости? И вот, скандал не состоялся…
Автор — вице-президент группы компаний Consulco International