В условиях заявленной модернизации огромный чиновничий аппарат является обременением — как экономическим, так и управленческим
Автор — председатель Национального антикоррупционного комитета России
Прежде чем начать обсуждать инициативу президента по сокращению бюрократического аппарата, необходимо разобраться в самой сути российской бюрократии. На сегодняшний день российская бюрократия практически сформировалась в класс, наиболее активный и наиболее влиятельный, имеющий классовые признаки, а также неограниченные возможности по представлению, отстаиванию и защите своих интересов
Фактически задача бюрократии заключается в обеспечении лояльности общества к власти, при этом она лишь имитирует защиту общественного интереса. Однако за последнее время бюрократия во исполнение своих корыстных желаний стала развиваться зачастую бесконтрольно и независимо от федеральных центров.
Коррупция — основной источник существования бюрократии и ее высокого благосостояния. Поскольку на сегодняшний момент в общественном сознании любые формы государственной службы представляются наиболее гарантированными, безопасными и удобными, количество желающих попасть на «должности» растет, при этом используются механизмы знакомства, кумовства и прямой покупки должностей. Поэтому растет количество избыточных и дублирующих государственных функции, так как в идеале чиновник — всего лишь носитель функции госрегулирования. Соответственно, чем больше чиновников — тем больше функций, о чем совершенно правильно было заявлено Алексеем Кудриным. Неоднократные попытки проведения административной реформы не заканчивались ничем, кроме как увеличением бюрократического аппарата.
На сегодняшний день президент реально предлагает сокращение как меру сдерживания, о чем однозначно заявил публично.
Последние 10 лет активно обсуждается необходимость проведения административной реформы. Для этого на законодательном уровне по каждому ведомству должны быть четко прописаны функции, что не позволит бесконтрольно, внутриведомственными актами, получать административные ресурсы, а соответственно, и должности.
В условиях заявленной модернизации огромный чиновничий аппарат всех уровней является значительным обременением — как экономическим, так и управленческим.
Однако появляется обоснованный вопрос: удастся ли реализовать шаги, заявленные президентом?
В условиях, когда бюрократия, в отличие от общества, является основной силой, эффективность этих шагов представляется маловероятной. Поэтому параллельно с уменьшением чиновничьего аппарата необходимо развивать местное самоуправление и различные формы общественного контроля, даже в нынешней ситуации, когда наше общество инфантильно и апатично настроено к любым формам общественной жизни.
Не может бюрократия, даже при реальном волеизъявлении президента, отпрыгнуть от «кормушки».
Яркий пример — свинарник: один человек с палкой не отгонит кормящихся животных от лохани, они будут отбегать, но как только внимание будет переключаться на других, процесс насыщения будет продолжаться.
Автор — председатель Национального антикоррупционного комитета России