К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Потерянная декларация

Потерянная декларация
Что мешает переходу на электронное общение с налоговой?

Несколько лет назад руководство Федеральной налоговой службы поставило перед сотрудниками грандиозную задачу: к 2010 году половина юридических лиц должна быть переведена на сдачу отчетности в электронном виде. Сделано это было в первую очередь для удобства самих инспекторов — не надо вручную вводить цифры в базу. Некоторые налоговики, выполняя план, пошли по самому простому пути: пригрозили директорам многочисленных ООО блокировкой счетов и другими налоговыми неприятностями, если те не перейдут на электронную отчетность.

Если верить статистике ФНС, цель достигнута: из 1,5 млн действующих организаций 818 000 сдали декларации за II квартал 2010 года по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Правда, по данным Росстата, в России 4,7 млн компаний, а значит, на «электронку» перешли менее 20%. По оценкам компании СКБ Контур, крупного оператора связи, количество фирм, перешедших на сдачу отчетности по ТКС в налоговую, составляет 25-30% от общего числа.

Стоимость услуги для московской компании варьируется в пределах 4000-12 000 рублей в год и зависит от количества отчетности и ведомств, куда она направляется (налоговая, ПФР, Росстат). Вполне приемлемая плата за то, чтобы избавиться от необходимости каждый квартал терять полдня в казенных учреждениях. Почему же переход на новые технологии не стал повсеместным?

 

У Ольги, бухгалтера из Самары, есть свой ответ на этот вопрос. «Обе наши организации уже давно отчитываются перед налоговой по ТКС. С этого года добавляются отчеты в Пенсионный фонд. И тут выясняется, что наше отделение не может принять документы в электронном виде, так как наша компания не заключила с ним допсоглашение. И нет чтобы переслать его по электронной почте! Надо лично приехать, взять это соглашение, потом приехать еще раз — поставить печать. И все это в разгар отчетного периода! В общем, вздохнули и «сдались бумажно», хотя оператору связи заплатили за ТКС», — рассказывает она.

Андрей, бухгалтер из Подмосковья, недоволен ФСС. Это ведомство принимает отчетность не через операторов связи, а напрямую, через собственный портал. Но отсутствия проблем это не гарантирует: «Недавно узнал, что бюджетные организации численностью более 100 человек обязаны «сдаваться» в электронном виде. Завел учетную запись на портале, отправил документы. А потом узнаю, что они не приняты, поскольку не хватает некой электронной подписи. Но сотрудники отделения по Истринскому району об этом и словом не обмолвились! А теперь они еще и оштрафовать хотят, так как срок сдачи отчетности прошел».

 

Что касается самой налоговой службы, то крупный срыв произошел в столичных инспекциях в начале 2009 года. Тогда они перешли с прежней программы АИС «Налог 2 Москва» на более продвинутую, но несколько недоработанную «Систему ЭОД». При массовой сдаче годовой отчетности случился коллапс: инспекторы долгое время просто не видели поступающие к ним декларации. Соответственно, информация не поступала в лицевые счета налогоплательщиков. Особенно неприятным оказался сюрприз для компаний, которые собрались в это время брать кредит, и им срочно нужна была справка об отсутствии задолженности. Они, как и Ольга из Самары, махнув рукой на прогрессивные технологии, лично отвозили отчетность в инспекции. По результатам опроса на сайте журнала «Главбух», с проблемами при сдаче в тот период столкнулись 45% компаний.

Если отчетность не доставлена по техническим причинам, налоговая не имеет права штрафовать предпринимателя. Юридически отчетность считается сданной уже в тот момент, когда компания получает подтверждение от оператора связи. Все, что происходит после, даже если фактически налоговики получают декларацию неделю спустя, уже попадает под ответственность оператора связи. Известны случаи, когда декларации, особенн, если они пересылаются в последний день сдачи, не доходят до получателя или приходят с большим опозданием. Причина — чрезмерные нагрузки на электронные каналы связи. Но налоговики предъявляют претензии не операторам связи, а самим компаниям — пытаются оштрафовать тех на сумму в 5% от налога, подлежащего уплате по этой декларации (статья 119 НК). Подобные действия можно оспаривать в суде.

Показателен случай, произошедший несколько лет назад с компанией «КРУ-Сибирит» из Кемеровской области. Инспекция пыталась оштрафовать ее на 48 000 рублей за декларацию по НДС, которая пришла только 27 февраля вместо положенного по закону 20-го числа. Компания подала в суд. Оператор связи предоставил письмо, где сообщил, что в период с 20 по 27 февраля из-за аварии на ТКС произошел сбой. В итоге суд признал претензии налоговиков неправомерными и отменил штраф. Позже налоговая проиграла этот спор еще в двух инстанциях.

 

Вот крупные операторы, через которых можно сдавать отчетность по ТКС:

Компания: СКБ Контур

Услуга: «Контур-Экстерн»

Год появления: 2002

Количество абонентов: более 850 000 (здесь и далее – собственные оценки операторов связи ).

 

Минимальный тариф («упрощенка», Москва): 3 590 руб. в год.

Максимальный тариф (ОСНО, Москва): 21 590 руб. в год.

Что входит в максимальный тариф: сдача отчетности в ФНС, ПФР, Росстат, ФСС (через портал), автоматическое обновление всех форм, возможность получать выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, неформализированный документооборот с госорганами, сервис «Запросы и выписки», справочно-правовой веб-сервис «Контур-Норматив».

Компания: Такском

 

Услуга: «Такском-Спринтер».

Год появления: 2000 (до 2002 года в пилотной версии - Forbes)

Количество абонентов: около 200 000

Минимальный тариф: 3 550 руб. в год.

 

Максимальный тариф: 13 750 руб. в год.

Что входит в максимальный тариф: сдача отчетности в ФНС, ПФР, Росстат, ФСС (через портал), автоматическое обновление всех форм,возможность получать выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, неформализированный документооборот с госорганами, смс-уведомления (о взаиморасчетах с компанией «Такском», об обновлении программы, о скидках и акциях).

Компания: Тензор

Услуга: «СБиС++ Электронная отчетность».

 

Год появления: 2003.

Количество абонентов: около 400 000.

Минимальный тариф: 1 850 руб. в год.

Максимальный тариф: 13 450 руб. в год.

 

Что входит в максимальный тариф: сдача отчетности в ФНС, ПФР, Росстат, ФСС (через портал), возможность сверки расчетов с бюджетом, прямой доступ к ЕГРЮЛ, расширенный аналитический блок (камеральная проверка, оценка рисков налоговой проверки, финансовый и управленческий анализ).

Компания: Калуга-Астрал

Услуга: «Астрал-Отчет».

Год появления: 2003

 

Количество абонентов: 237 000

Минимальный тариф: 3 900 руб. в год.

Максимальный тариф: 8500 руб. в год.

Что входит в максимальный тариф: сдача отчетности в ФНС, ПФР, Росстат, ФСС (через портал).

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+