Леса и города в огне: самые разрушительные природные пожары последних десятилетий
Ученые предсказывали рост риска природных пожаров из-за изменения климата еще в конце 90-х, но представить себе реальные последствия было сложно. Теперь, спустя 30 лет, становится очевидным, что их прогнозы сбываются у нас на глазах. Природные пожары стали продолжительнее и масштабнее, говорится в сентябрьской статье в Nature. Средняя их площадь в Канаде, США и Австралии за последние десятилетия удвоилась, в некоторых регионах утроилась. От самых мощных пожаров за последние 100–150 лет пострадали леса Турции, Греции, России и других стран. А начавшийся 7 января пожар в Калифорнии ставит вопрос: можно ли вообще справиться с подобным стихийным бедствием?
В большинстве стран для тушения пожаров созданы специальные службы. Например, в России действует «Авиалесоохрана» со штатом более 4000 человек, а объем ежегодного финансирования работ по тушению с 2022 года составляет 14,1 млрд рублей ($207 млн). Лесная служба (US Forest Service) отвечает за безопасность лесов в США, но на уровне штатов есть собственные службы тушения. Так, в Калифорнии создан один из крупнейших отрядов пожарных Cal Fire численностью около 8000 человек. В 2020 году тушение лесных пожаров обошлось Соединенным Штатам в $2 млрд. Однако пример январской катастрофы в Калифорнии говорит о том, что даже самая оснащенная команда пожарных и выстроенная система мониторинга возгораний не может сдержать распространение огня.
«Мегапожары случаются в штате чуть ли не каждый год, но когда возгорание происходит при сильном ветре и на фоне продолжительной засушливой погоды, потушить его практически невозможно», — пояснил Forbes директор системы лесной сертификации управления «Лесной эталон» Николай Шматков. По мнению эксперта по лесам, устойчивому лесному хозяйству и пожарам в проекте «Земля касается каждого» Алексея Ярошенко, одна из причин распространения огня заключается в системе работы лесных пожарных. В США, как и в России, применяется метод контролируемого выжигания лесов. То есть специалисты под контролем поджигают лес в местах сухостоя, тем самым лишая будущий пожар топлива.
Практика выжигания была принята в Штатах после пожара «Большой взрыв» 1910 года. Тогда сгорело более 3 млн акров леса, погибли 78 пожарных. Власти обратились к методу индейцев — заранее сжигать сухие деревья. «Как показывает опыт Калифорнии и Канады, этот метод не работает. Пожаров не становится меньше», — отмечает Шматков. Выжигание только «подсушивает» деревья и кустарники рядом с местом ведения работ, что создает новую территорию для быстрого распространения огня.
Санкция на поджог и уверенность в контроле стихии создает ложное впечатление эффективности и безопасности методики, провоцирует неосторожное использование огня, полагает Ярошенко. «Поэтому, не убрав профилактические выжигания и другие пожароопасные хозяйственные практики, справиться с массовыми пожарами в принципе невозможно», — считает эксперт. Кроме того, выжженные территории начнут постепенно зарастать кустарниками и даже лесом, что снизит количество сухой травы и скорость ветра на этих участках, следовательно уменьшатся риски пожаров.
Оба эксперта полагают, что нет универсального средства для борьбы с лесными пожарами. Более того, самый действенный метод — разъяснительная работа с населением. Возможно, на первом этапе такой подход потребует больших вложений, а эффект от него не будет мгновенным, но в долгосрочной перспективе именно такая профилактика сработает.
Ведь основная причина возгорания леса в любой стране — деятельность человека. Часть пожаров вызвана сжиганием травы, листьев и разведением костров туристами, рыбаками и охотниками. Другая связана с освоением людьми природных массивов. Возгорания происходят из-за неисправности проводки, искры от аккумулятора или из выхлопной трубы автомобиля, брошенной спички. Эти случайности — результат ведения геологоразведочных работ, прокладки дорог, заготовки древесины. В условиях изменения климата неосторожное обращение с огнем или халатно принятые меры безопасности непростительны и ведут к возникновению пожара, говорят эксперты.
В то же время в условиях изменения климата и, казалось бы, непобедимых пожаров выходом из ситуации вряд ли может быть отказ от тушения. «Гореть будет до последнего дерева», — поясняет Шматков. При этом человек столкнется с трансформацией привычного ландшафта: на смену лесам придут степи и пустыни. Заниматься заготовкой древесины в этих условиях станет невозможно, поэтому разумнее изменить поведение людей в лесу и способы ведения хозяйства.
Эксперт полагает, что риск пожаров увеличивает освоение удаленных лесных массивов в экономических целях. Лучше сосредоточиться на интенсивном выращивании лесов на уже освоенных территориях, а не на расширении площади вырубок. «Лесная промышленность должна приспособиться к меняющемуся климату», — заключает Шматков.