Кофе, картофель и апельсины: какие продукты уже подорожали из-за изменения климата

Снижение урожаев картофеля
Изменение климата коснется даже такого, казалось бы, «вечного» продукта, как картофель. Он крайне чувствителен к высокой температуре, избытку и недостатку влаги, а именно волнам жары, засухи, проливным дождям, которые теперь характерны для аграрных регионов Европы, США и России. Если почва прогревается выше 26–29 градусов, рост клубней прекращается, при снижении влажности почвы уменьшается сбор урожая, а переувлажнение плодородного слоя приводит к росту ботвы. Совпадение нескольких неблагоприятных условий может снизить урожай на 40%.
По объемам производства картофеля лидирует Китай, за ним следуют Индия, Россия, Украина и США. Широкое распространение корнеплода связано с его способностью приспосабливаться к различным климатическим условиям. Однако даже это не поможет производителям сохранять урожаи, если не будут приняты локальные меры адаптации культуры к изменению погодных условий. Только фермеры Боливии — родины картофеля — могут позволить себе бездействовать. К 2069 году урожай здесь и так вырастет на 8,2%, в остальных странах бездействие приведет к снижению урожайности картофеля: в Китае — на 22%, в Индии — на 11%, в России — на 24%, а в США — до 28%. Канадские ученые и вовсе прогнозируют картофельный кризис в стране: к 2070 году урожаи упадут на 48–60%, к 2090-му — на 63–80%.
В России в 2024 году внезапные весенние заморозки, засуха и ливни пагубно повлияли на урожай картофеля. Урожай этой культуры, по данным Картофельного союза, в прошедшем году немного превысит 7 млн тонн, в 2023 году с полей собрали 8,6 млн тонн. Такая ситуация сказалась на цене продукта: в октябре 2024 года картофель стоил 44,65 рубля за килограмм, что на 60% больше, чем годом ранее.
Цены на апельсины
«Почему апельсиновый сок так подорожал?» — гласит заголовок The Economist. В сентябре цена фунта (1 фунт — 0,45 кг) замороженного концентрата апельсинового сока на бирже выросла до $5,8, а еще в январе 2020 года продукт стоил менее $1. Такой значительный рост цен изменил привычки покупателей: они не хотят пить на завтрак апельсиновый сок, ведь цены gone bananas (английская идиома, означает «сошли с ума»), отметил старший аналитик по напиткам в Rabobank Франсуа Сонневиль.
Виновник подорожания — дефицит апельсинов. Урожай основного мирового производителя апельсинов Бразилии упал на 25% в 2024 году. В этом сезоне высокие температуры привели к стремительному испарению влаги с цитрусовых в критический период цветения и завязывания плодов, что снизило продуктивность деревьев. Еще один крупный поставщик апельсинов Флорида потеряла урожай из-за серии ураганов, последний из которых, ноябрьский «Милтон», оставил фермеров практически без цитрусовых.
Производители соков пытаются найти замену апельсинам: меняют рецептуры мультифруктовых напитков и продвигают сок из мандаринов. Деревья этого вида более устойчивы к заболеваниям и изменениям климата.
Что до России, то в 2023 году цена за килограмм апельсинов выросла на 71%, в 2024 году цитрусовые прибавили в стоимости еще 20%: в конце года их розничная цена достигла 139 рублей за килограмм.
Украденное оливковое масло
Благоприятный для оливковых деревьев средиземноморский климат — здесь выращивают 95% оливок в мире — начал меняться в худшую сторону. Долгие периоды экстремальной жары, которые чередуются с кратковременными ливнями, приводят к замедлению роста деревьев и снижению продуктивности плантаций.
Оливковые деревья — одно из самых приспособленных к засухам растений, но когда количество дней без дождей становится слишком большим, оливы предпочитают сохранять влагу для своего выживания и прекращают плодоносить. В таких условиях глобальное производство оливкового масла сократится до 2,407 млн тонн в течение 2023–2024 годов, то есть упадет до самого низкого уровня за десятилетие.
Мировой лидер по производству оливок Испания ежегодно теряет почти 40% урожая из-за все более продолжительных засушливых периодов. А в 2024 году произошла катастрофа. Средние значения температуры весной были на 4 градуса выше, чем в предыдущие годы, что только усилило сухость почвы. Как следствие, производство оливкового масла упало на 50%. Цена одного литра в испанских магазинах возросла на 52,5%, но и это не спасло фермеров. Они едва покрыли расходы на выращивание оливок. Итальянские, португальские и греческие аграрии также зафиксировали падение урожая на 38,3%.
Дефицит привел к росту мировых цен: в сентябре тонна оливкового масла стоила $8900, вдвое выше, чем в 2023 году, и стала рекордной за 20 или даже 30 лет. Скачок цен также способствовал подорожанию консервированных в масле испанских сардин. Кроме того, испанцы, привыкшие к дешевому маслу, стали воровать продукт. Так, в августе 2023 года на одном из предприятий компании Marin Serrano El Lagar были украдены около 50 000 литров масла.
Оливковый кризис затронул и Россию. В 2024 году продажи продукта упали на 25% по сравнению с предыдущим годом, а цены в магазинах на литр масла выросли в августе на 30% — до 1600 рублей. В такой ситуации на 11% увеличились продажи смеси оливкового и подсолнечного масел.
Кофейный кризис
Основу международного рынка кофе составляют два сорта: арабика, на которую приходится 60% продаж, и робуста — 40%. Кофе выращивают в Америке и Азии, а больше всего производят в Бразилии, Вьетнаме, Индонезии и Колумбии.
Исследования говорят, что продуктивность самых распространенных сортов снижается. Потери понесут фермеры на всех континентах, но хуже других придется американским производителям — урожайность может упасть на 70%. Причины — изменение температурного режима, влажности и количества осадков. Кроме того, обширные площади перестанут быть пригодными для возделывания кофе.
Опасения ученых подтвердил 2024 год. В Бразилии кофейные деревья погибли из-за сильнейшей засухи, продолжавшейся с мая по сентябрь. Долгий период без дождей и последовавшие за ним ливни оставили без робусты и вьетнамских фермеров. Дефицит товара спровоцировал рост закупочных цен на кофейные зерна в США и Европе в декабре 2024 года. Они стали самыми высокими за последние 50 лет — $3,3 за фунт ($7,2 за кг).
«Цены продолжат расти. Предложение не соответствует спросу», — приводит New York Times мнение владельца сети кофеен в Калифорнии Талеона Тремейна. Ситуация в России повторяет мировой тренд. Оптовые цены кофейных зерен выросли к концу 2024 года на 20%, однако подорожание кофе в магазинах составило 10%. «Ретейлеры сглаживали скачок цен в интересах потребителей», — отметил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
Какао-бобы и слишком дорогой шоколад
Цены на какао-бобы начали бить рекорды в конце 2023 года: на Лондонской бирже покупатели платили $4500 за тонну продукта — самую высокую цену за 46 лет. Однако в 2024 году оказалось, что это далеко не предел: к апрелю стоимость какао в Лондоне превысила $11 000 за тонну, а на Нью-Йоркской бирже — $12 000.
Дефицит какао-сырья отмечается уже третий сезон подряд. Последние два года погодные аномалии, которые сопровождают изменение климата, фиксировались в Кот-д'Ивуаре и Гане — на эти страны приходится 55% производства какао-бобов. Ливни не позволили фермерам собрать созревшие плоды. Кроме того, дожди и засухи способствовали развитию вируса Cacaoswollenshootvirus (CSSV), который в первый год снижает урожайность деревьев на 30%, во второй — на 50%. На третий или четвертый год растение погибает.
Вслед за какао подорожал и шоколад. Так, в октябре 2024 года плитка шоколада в российских магазинах стоила на 31% дороже, чем год назад. И это при том, что производители в среднем на 4% снизили массу товара, пытаясь не допустить взрывного роста цен. Средняя цена на шоколадки в регионах варьировалась: на Чукотке 1 грамм стоил 2,61 рубля, в Калмыкии — 1 рубль, в Санкт-Петербурге — 1,7 рубля, а в Москве — 1,53 рубля.
В дальнейшем кондитерские компании могут уменьшать долю какао-бобов в продуктах, заменяя их соей.
Смена лидеров в производстве вина
Мировое производство вина в 2024 году сократится на 2% относительно уровня 2023 года, который, в свою очередь, был на 7% ниже, чем показатель 2022 года, говорится в отчете Международной организации по виноградарству и виноделию (OIV).
Несмотря на то, что виноградная лоза способна переносить жару, в последнее десятилетие сухая и жаркая погода нанесла значительный урон винодельческим районам. Глобальное потепление меняет условия и сроки созревания винограда, что ухудшает его качество, а вслед за этим и вкусовые характеристики вина. Самым плохим выдался прошлый год для фермеров крупнейшей винодельческой державы Европы — Франции, где ожидается падение урожая на 23%. Скорее всего, в 2025 году ситуация только ухудшится. В таких винных регионах, как Бордо, Лангедок-Руссильон и долина Роны, многие виноградники заброшены из-за резко изменившихся климатических условий и невозможности получать прежние сборы. Продуктивность виноградных лоз снизится и в других «винных» державах: в Бразилии — на 25%, в Новой Зеландии — на 21%, в Чили — на 15%.
Однако изменение климата скорее меняет традиционные места возделывания винограда, чем грозит вину исчезновением. Например, винодельческая промышленность процветает в Швеции. С изменением климата, которое увеличило число теплых и солнечных дней в этом регионе, а также благодаря новым сортам винограда, адаптированным к местным условиям, шведское виноделие активно развивается.
В России производство вина выросло на 4% к уровню 2023 года, утверждает OIV, а по данным Минсельхоза этот показатель выше — 14%. Несмотря на это, в декабре прошлого года эксперт винной отрасли Юрий Химичев сообщил РБК, что урожай винограда в 2024 году в России будет провальным и для белых, и для красных вин: стояла сильная жара, и весь виноград созрел практически в один день. Это сильно затруднило сбор, то есть в 2025 году производство вина может быть ниже, чем в 2024 году.
Гауда без гауды
Родина сорта сыра гауда — небольшой город Гауда в Нидерландах, где из молока местных коров производят сыр характерного желтого оттенка с большими дырками. Однако из-за подъема уровня моря город все чаще и сильнее затапливает. По словам члена городского управления Мишеля Клеймий-ван дер Лаана, старая часть города оседает на 3–6 мм в год, а более новые районы — на 1–2 см. До 2050 года Гауде нужен новый план, чтобы приостановить проседание почвы: традиционные методы, такие как откачка воды, становятся слишком дорогими.
«Если оседание продолжится такими темпами, это может означать конец типичного голландского ландшафта с лугами, коровами и ветряными мельницами», — считает профессор геодезии Дельфтского технологического университета Рамон Ханссен.
Если решение не будет найдено, в ближайшие 100 лет заливные луга превратятся в озера и болота, поэтому их больше нельзя будет использовать для выпаса скота, а значит, локальное производство сыра прекратится.
Между тем индекс потребительских цен на сыр и творог в Нидерландах уже вырос в 2023 году до отметки 148,34 пункта, и это самый высокий показатель с 2010 года.