К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Тернистый путь электрокара: когда мир откажется от бензиновых двигателей

Зарядное устройство для электромобилей, Гонконг, Китай (Фото Bob Henry / UCG / Universal Images Group via Getty Images)
Зарядное устройство для электромобилей, Гонконг, Китай (Фото Bob Henry / UCG / Universal Images Group via Getty Images)
В 2040 году в мире будут продавать только электромобили, предположил глава американского нефтегазового концерна ExxonMobil Даррен Вудс. Однако спустя два года рынок начало трясти: ЕС и США пытаются предотвратить мировую экспансию китайских электрокаров, а главы автомобильных концернов требуют от правительств повременить с запретом двигателей внутреннего сгорания. Смогут ли торговые войны замедлить распространение электромобилей — в своей колонке для Forbes объясняет директор информационно-аналитического центра «Новая энергетика» Владимир Сидорович

Автомобили расходуют около 60% добываемой в мире нефти. При этом использование двигателей внутреннего сгорания приводит к выбросам углекислого газа в атмосферу, которые ускоряют изменение климата. В 2022 году эмиссия от транспорта составила 20,7% мировых выбросов CO2. Переход на транспорт с электрическим приводом сократит эмиссию парниковых газов и снизит негативное влияние транспорта на климат. 

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), электромобили в 2024 году занимают около 20% в объеме продаж легкового транспорта в мире. Агентство предполагает, что в 2035 году этот показатель превысит 55% — и это самый консервативный сценарий. Такое развитие событий снизит потребление нефти на 13 млн баррелей в день, что на 13% ниже нынешних объемов. Еще более значительное увеличение количества электрокаров прогнозирует наряду с другими аналитиками и исследовательский центр RMI — как минимум 62% в продажах машин в 2030 году.

А глава американского нефтегазового концерна ExxonMobil Даррен Вудс два года назад  предсказал, что в 2040 году каждый проданный автомобиль будет электрическим. Это приведет к радикальному снижению потребления нефти в сегменте легкового автотранспорта к 2055 году, потому что за 15 лет после прекращения продаж парк «традиционных» авто с двигателем внутреннего сгорания перестанет существовать. 

 

Такие прогнозы аналитиков основаны на том, что большинство стран ставят перед собой цель в ближайшие 20 лет снизить выбросы парниковых газов в соответствии с Парижским соглашением. Для этого формируются планы мероприятий в том числе по переводу автопарка на «электрическую тягу». С одной стороны, это могут быть прямые ограничения и запреты на продажу бензиновых и дизельных машин. Например, в Норвегии такой запрет вступит в силу в 2025 году, а в ЕС — в 2035 году. С другой стороны, во многих странах действуют стимулирующие меры, побуждающие покупателей приобретать электрические машины, в том числе налоговые льготы и субсидии. 

Кроме того, автопроизводители быстро расширяют модельный ряд электрических авто, а рост масштабов производства, снижение стоимости литий-ионных аккумуляторов и конкуренция приводят к удешевлению электромобилей. Развитие инфраструктуры по зарядке электромобилей является относительно простой задачей, если сравнивать, например, с ранее решенной человечеством проблемой создания сети автозаправочных станций. Так, в КНР работают уже примерно 10 млн точек зарядки электромобилей.

 

Кто выиграет гонку за рынок электромобилей

Перспективы мирового рынка электромобилей во многом зависят от Китая, который сегодня является крупнейшим производителем и потребителем электрических машин. В июле продажи электрокаров в КНР впервые в истории автомобильного рынка превысили продажи бензиновых и дизельных авто. По итогам 2024 года половину реализованных в Китае машин могут составить электромобили. Учитывая высокий темп внедрения новых технологий в Китае и выход на автомобильный рынок таких популярных технологических брендов, как Huawei и Xiaomi, к 2030 году электромобили могут занять до 90% рынка сбыта машин.

Китай сегодня становится технологическим лидером в секторе электрической мобильности и начинает задавать международную «моду» и стандарты. Переход китайских производителей и потребителей преимущественно на электрические автомобили стимулирует экспорт соответствующей продукции и способствует энергетическому переходу в транспортном сегменте в других странах. Редактор Financial Times по Азии Робин Хардинг пишет, что китайские электромобили «скоро захватят мир».

В то же время перспективы распространения таких машин в США и ЕС не столь однозначны. Только 9% проданных в 2024 году на американском рынке автомобилей были с электроприводом. А ЕС, который недавно был лидером по темпам распространения электрических авто, переживает стагнацию. В прошлом году доля электромобилей в европейских продажах составила 22,3%, увеличившись по сравнению с 2022 годом менее чем на один процентный пункт. А по итогам трех кварталов 2024 года на 4% упало количество реализованных машин на вместе взятых рынках ЕС, Великобритании, Исландии, Норвегии, Лихтенштейна и Швейцарии. Основной виновник — Германия. Если в 2022 году 31,4% купленных машин были электрокарами, то в 2023 году — 24,6%, а в первом полугодии 2024 года — 18,6%, такие данные приводит немецкое федеральное управление автомобильного транспорта КВА.

 

Причины изменений: сложная экономическая ситуация в регионе, завышенные цены на электромобили в ЕС и отмена в конце прошлого года субсидий на электромобили в Германии. Скоро добавится и еще одна — ЕС введет таможенные пошлины на китайские электрические машины. В результате импортные машины подорожают.

Между тем европейские цены на электромобили завышены скорее из-за политики производителей и дилеров, чем из-за стоимости электрических авто. Судя по китайскому опыту, цена электрокаров сопоставима со стоимостью «традиционных» бензиновых машин. Согласно МЭА, сегодня в Китае 60% продаваемых электромобилей дешевле, чем их ближайшие аналоги с двигателями внутреннего сгорания. Одна и та же электрическая модель стоит в Китае порой в два раза меньше, чем в ЕС.

Европейские производители, которые заслужили высокую репутацию благодаря своим совершенным бензиновым и дизельным моторам, сегодня находятся в тяжелой ситуации. Электрическая мобильность — это сектор, где у них нет технологических преимуществ, зато есть зависимость от азиатских комплектующих, так как автопроизводители вынуждены следовать общему тренду на декарбонизацию отрасли.

Власти ЕС пытаются защитить свою автопромышленность от «несправедливой» ценовой конкуренции с помощью пошлин на китайские электромобили, но положение некоторых европейских компаний это может только ухудшить. Так, германские автоконцерны продают в КНР до трети производимых машин, и возможное принятие встречных мер Китаем больно ударит по их и без того не очень устойчивому бизнесу. Хотя проблемы очевидны и без «китайского ответа». В 2024 году Volkswagen впервые за свою 87-летнюю историю планирует закрыть заводы в Германии и уволить десятки тысяч рабочих из-за высокой себестоимости, падения продаж и роста конкуренции со стороны Китая.

BMW и тот же Volkswagen пытаются продлить век машин на «нефтяной тяге», требуя отодвинуть срок европейского запрета продаж автомобилей с такими двигателями, который, по их мнению, «является нереалистичным». Отказ от моторов «поразит европейскую автомобильную индустрию в сердце», говорит глава BMW Оливер Ципсе.

 

Некоторые компании пересматривают планы по выпуску электромобилей. В 2021 году Volvo, принадлежащая китайскому концерну Geely, одной из первых пообещала полностью перейти на производство электромобилей с 2030 года. Теперь Volvo говорит об изменении «рыночных условий» и «потребительского спроса» и обещает, что к концу десятилетия по меньшей мере 90% ее продукции будет приходиться на электромобили, включая заряжаемые гибриды.

Исходя из сложившейся ситуации, аналитики незначительно скорректировали прогноз продаж электромобилей в ЕС: их доля составит до 60% к 2030 году. Достичь этого показателя помогут китайцы —  поставщики дешевых аккумуляторов и электрокаров.

Что касается США, Ford и General Motors отложили или отменили выпуск новых моделей, чтобы сократить затраты на разработку и производство автомобилей, которые потребители покупают не так быстро, как ожидалось. Прогнозы доли продаж электромобилей здесь более неопределенные, чем в ЕС. Аналитики предполагают, что такие машины займут от 36% до 55% рынка США к 2030 году.

Присутствие России в глобальном сегменте электрической мобильности пока ничтожно. Исключением является Москва с ее рекордным парком из более чем 2000 единиц электробусов — ни один из мегаполисов Европы и США не может похвастаться таким числом. Интерес к электрическим авто в стране растет: их доля в продажах легковых машин сегодня находится на уровне до 2%.

 

Необходимо отметить, что несмотря на турбулентность на западных автомобильных рынках, низкоуглеродный переход в сегменте легкового транспорта вряд ли прекратится. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+