К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Больше не прокатит: почему шеринговая экономика стала терять популярность

Фото Валерия Шарифулина / ТАСС
Фото Валерия Шарифулина / ТАСС
В 2011 году журнал Time выпустил список из десяти идей, которые изменят мир. В этот перечень попала концепция совместного потребления, основанная на том, что человеку выгоднее и удобнее не владеть вещью, а брать ее напрокат, в аренду. Экономист Рэйчел Ботсман на конференции TED заявила, что новая модель должна произвести революцию в нашем потреблении товаров и услуг. Эксперты в России также предсказывали, что спрос на прокат вещей будет только расти. Однако в последние годы интерес к некоторым категориям сервисов, предоставляющих вещи в аренду, стал снижаться. Председатель Совета по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты Алексей Федоров в колонке для Forbes рассказывает, почему услуга проката теряет популярность и как это влияет на рынок

Коротко о sharing economy

Термин sharing economy (экономика совместного потребления) появился в 2010 году, его ввели два экономиста — Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в книге What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption. Они описали идею так: человеку зачастую выгоднее заплатить за временный доступ к ресурсу, чем владеть им постоянно. Например, арендовать велосипед для одной вечерней велопрогулки, а не покупать его.

Под понятие «шеринговая экономика» попадают все сервисы, которые предоставляют услуги совместного использования вещей: прокат автомобилей, аренда квартир или специальной техники, коворкинги, коливинги и многое другое. А также сервисы перепродажи вещей, такие как Avito или «Юла», это категория C2C — от клиента к клиенту.

Сама по себе идея не новая, люди давно делятся вещами и продают их. В древности человек мог одолжить орудие труда своему соседу, а в прошлом веке, например, были популярны услуги проката и продажи видеокассет. Современный шеринг отличается тем, что не подразумевает обязательного физического контакта — не нужно лично встречаться с собственником или идти в специальное заведение. Все можно арендовать с помощью сайтов, мобильных приложений или социальных сетей.

 

С момента появления термина сервисы совместного потребления активно развивались как в России, так и за границей. Согласно исследованию независимого аналитического центра и консалтинговой компании «ТИАР-Центр», с 2017 года рынок совместного потребления в России ежегодно рос. Объем трансакций в 2017 году составлял почти 400 млрд рублей, в 2018-м — уже более 500 млрд рублей, а в 2020 году — свыше 1 трлн рублей.

Тезис о популярности шеринговых услуг в те годы подтверждает и компания, специализирующаяся на инструментах для онлайн-исследований, Online Market Intelligence (OMI). Они анализировали рынок с точки зрения количества пользователей. Например, в 2019 году хотя бы один раз C2C-сервисом воспользовались более 37 млн человек — примерно каждый четвертый житель России. Сервисами по аренде вещей (одежды, мебели и т. п.) — около 12 млн, ориентировочно это был каждый двенадцатый.

 

Самая популярная категория в обоих исследованиях — C2C-сервисы, другие лидирующие сегменты — аренда автомобилей и недвижимости. А самый быстрый рост по количеству трансакций (+85%) в 2019 году, по сравнению с предыдущим годом, показала категория проката вещей. 

Однако после 2019 года ситуация на рынке начала меняться. Какие-то категории продолжают показывать рост, например аренда автомобилей. По статистике Б1 (бывшее российское подразделение EY), объем рынка совместной мобильности в России в 2023 году составил около 86 млрд рублей. Для сравнения, в 2021 году объем был равен 46 млрд рублей.

Другие же категории стали показывать спад. Например, ежегодный опрос OMI и Telegram-канала «Потребительское поведение», в котором участвует более 20 000 респондентов, показал, что все меньше людей интересуются сервисами проката вещей (одежды, мебели и т. п.). Доля тех, кто хоть раз использовал их, в 2019 году была 22%, в 2020-м — 17%, а в 2023-м снизилась до 12%. В этом же исследовании аналитики отмечают и снижение интереса к C2C-сервисам. В 2023 году доля тех, кто хотя бы один раз использовал подобный сервис, составляла 59%, в 2019-м — 67%. В ковидном 2020 году эта доля была равна 61%. 

 

Лучше всего идея совместного потребления прижилась в дорогом сегменте — самолеты, квартиры, машины, брендовая одежда, так как чаще всего в прокат берут вещь, если ее стоимость превышает половину месячного дохода. Например, если человек зарабатывает 200 000 рублей, то о прокате он задумается, если предмет стоит больше 100 000 рублей. Поэтому такие сервисы, как каршеринг, аренда жилья, продолжают расти.

В более дешевом сегменте на рынке появилась альтернатива — онлайн-торговля. Сервисы электронной коммерции — маркетплейсы, онлайн-магазины, классифайды по ряду причин стали конкурентами для сервисов проката.

Почему интерес падает и при чем тут онлайн-торговля

Люди арендуют вещи по разным причинам — чтобы сэкономить деньги, протестировать новую модель, уменьшить количество отходов, эффективно использовать ресурсы. Например, берут робота — мойщика окон, чтобы один раз помыть окна перед летним сезоном. Купить такой девайс будет стоить примерно 16 000 рублей, а взять в аренду — 500-1000 рублей. Или другой пример: платье для выпускного вечера берут в аренду, чтобы после праздника оно не пылилось в шкафу.

Потребность во временном пользовании вещами у людей никуда не делась, однако прокатами пользуется все меньшее количество человек.

Снижение интереса к шеринговым сервисам можно связать с развитием электронной торговли. Как раз в 2020 году рынок онлайн-ретейла стал активно развиваться. Исследование Data Insight показывает: в 2020 году количество заказов на маркетплейсах и в интернет-магазинах выросло на 78%, объем рынка достиг 2,7 трлн рублей. В 2021 году объем составлял 3,6 трлн рублей, а в 2024-м он вырастет до 10,2 трлн рублей.

 

Люди активно покупают вещи онлайн — в 2023 году количество заказов перевалило за 5 млрд. Так же активно вещи и возвращают: как указывает агентство Invesp (занимается оптимизацией показателей конверсии в e-commerce), доля возвратов в онлайн-торговле равна примерно 30%, в офлайне показатель не превышает 9%. На российском рынке тезис подтверждают аналитики
«ЮMoney»: больше половины (52%) россиян хоть раз в год возвращали вещи в онлайн-магазин, 37% из них делали это один или два раза, а 15% — многократно.

Сегодня потребность во временном пользовании вещью люди часто реализуют с помощью онлайн-магазинов. И делают это по следующим причинам.

1) Больше выбор товаров. Согласно данным Data Insight, только на маркетплейсах в конце 2023 года торговало около 546 000 продавцов. Соответственно, количество товаров, которое предлагают маркетплейсы, больше, чем у сервисов проката. Так как во втором случае у предпринимателя меньше поставщиков и, в случае с небольшим бизнесом, ограниченные ресурсы — площади для хранения, финансы для развития сайта, продвижения и т. п.

Человеку проще найти товар под запрос на маркетплейсе. Большое количество продуктов собрано на одной площадке — разные поставщики и более разнообразный выбор. В случае же с прокатами нужно переключаться между разными сервисами и выбирать из более узкого набора товаров.

 

2) Низкая цена. Эта причина характерна не для всех категорий товаров. Например, купить технику в интернет-магазине, скорее всего, будет дороже, чем взять на несколько дней в прокате. Однако в категории одежды ситуация может быть обратной. Пункты проката закладывают в стоимость вещи услуги химчистки, ремонта, износа вещи. В этом случае стоимость выпускного платья в прокате может быть выше, чем в интернет-магазине.

Кроме стоимости, люди экономят на возврате вещей. Если вернуть условное платье в пункт проката, деньги за услугу не отдадут. А если принести товар в онлайн-магазин, его стоимость вернется. Это еще одна из причин, почему e-commerce — конкурент для сервисов шеринговой экономики. 

3) Возможность вернуть товар и получить деньги. Согласно статье 26.1 закона «О защите прав потребителей», покупатель может предоставить чек и вернуть товар, купленный дистанционно, в течение семи дней. Ограничений по категориям, как для офлайн-покупок, практически нет. Не подлежат возврату только товары, созданные по индивидуальному заказу, — мебель под заказ, одежда по индивидуальным меркам. 

Проблема бесконтрольного возврата вещей в интернет-магазинах, скорее всего, основная причина, почему рынок онлайн-торговли более востребован, чем шеринговые сервисы. И это одна из наиболее обсуждаемых проблем в сообществе. В медиа регулярно рассказывают истории о беспричинных возвратах, продавцы жалуются на мошеннические схемы. А вне сообщества об этой проблеме делают мультфильмы.

 

Онлайн-магазины в качестве пунктов проката

Использование онлайн-магазинов не по назначению влияет на всех участников цепочки: продавцы теряют деньги, покупатели могут получить использованный товар, усложняется логистика и увеличиваются сроки доставки.

В итоге увеличивается стоимость товара. Цена складывается из затрат на логистику, упаковку, утилизацию товара. Если товар часто возвращают, то продавец начинает работать в минус. Чтобы компенсировать потери, предприниматели заранее закладывают в цену процент возвратов. Чем выше процент — тем выше цена.

Долгая доставка. Возвраты увеличивают логистическую цепочку. Без возврата она выглядит так: склад → пункт выдачи / курьер → покупатель. При возврате цепочка удлиняется: склад → пункт выдачи / курьер → покупатель → пункт выдачи / курьер → склад → пункт выдачи / курьер → покупатель. Во втором случае количество повторов не ограничено. При условии, что на складе нет запасов, на доставку одного товара требуется больше времени. Товар, который мог приехать за сутки, доедет до получателя за два-три дня.

Снижение доверия покупателей к онлайн-торговле. При покупке товара в магазине человек предполагает, что вещью никто не пользовался. Неприятно получить в посылке испачканный, растянутый или сломанный товар. Тем более, если вещь купили в качестве подарка.

 
Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Что в итоге

Когда же стоит отдать предпочтение сервисам экономики совместного потребления? Все зависит от того, как часто вы планируете использовать вещь. Если регулярно — лучше товар приобрести. Если вещь нужна на короткий срок, например экшен-камера в отпуске или костыли на период восстановления ноги, — логично взять ее в прокате.

Возвращать вещь в онлайн-магазин нужно по объективным причинам — не подошел цвет, фасон, размер одежды, вы обнаружили брак или товар не соответствует характеристикам.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+