К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Безудержный рост: как онлайн-торговля увеличивает объемы мусора и что с этим делать

Фото Александра Щербака / ТАСС
Фото Александра Щербака / ТАСС
Объем онлайн-торговли в 2023 году вырос на 78% относительно 2022 года. Несмотря на очевидные удобства для покупателей, вместе с рынком растет и количество упаковки на свалках. О том, почему доставка товаров приводит к увеличению отходов, а государство не стимулирует маркетплейсы сокращать упаковочные материалы, в своей колонке рассказывает руководительница направления по работе с органами власти ассоциации «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша

Расцвет сервисов доставки товаров начался в России во время локдауна по COVID-19. За первый год пандемии объем отходов упаковки увеличился на 20%. При этом львиная доля упаковочных материалов — неперерабатываемая. В 2020 году россияне выбросили более 1 млрд единиц одноразовой посуды, столовых приборов и других предметов сервировки, то есть около 40 000 тонн мусора пополнили свалки. 

Данных о точном количестве коробок, стаканчиков и бутылок у ретейлеров нет. Масштабы мусора, отправившегося на свалку, можно представить, основываясь на информации о рынке розничной онлайн-торговли. Его оборот в России в 2023 году достиг 7,8 трлн рублей, на 44% больше, чем в 2022 году, говорится в исследовании аналитической компании Data Insight. В натуральном выражении рост более заметный — 5,03 млрд заказов, превышение показателя 2022 года на 78%. Растет и количество программных продуктов для автоматизации заказов и доставки еды, в 2023 году было разработано 70 000 решений. Мобильные приложения еще больше «раздувают» рынок доставки.

При этом транспортировка из маркетплейса до потребителя часто требует дополнительной упаковки. Например, если бы гражданин пришел в ресторан и заказал еду, то официант принес ее в многоразовой посуде на подносе, а не упаковал в коробочки из вспененного полистирола, уложенные в целлофановый пакет. Кроме того, необходимо разделять упаковку, нужную маркетплейсам для собственных бизнес-процессов, то есть крупногабаритную тару для пересылки заказов со склада до пункта выдачи, и потребительскую упаковку — индивидуальную упаковку товара, которая в конце концов окажется в мусорном баке покупателя. В этой колонке речь пойдет о потребительской упаковке.

 

У онлайн-потребителя нет информации об упаковке

В разгар пандемии в 2020 году вал упаковки, которую можно только сжечь или отправить на полигон, настолько обеспокоил участников рынка обращения с отходами, что крупный региональный оператор ГК «Эколайн» в 2020 году выпустил рекомендации для торговых сетей и служб доставки товаров питания. В марте 2024 года в надежде изменить отношение ретейлеров к мусору даже прошел семинар «Как выбрать устойчивую упаковку для заведений быстрого питания и ресторанов?». Подобные инициативы — это попытка начать хотя бы обсуждение вопроса о переизбытке упаковки при доставке товаров из онлайн-магазинов. 

Со стороны государственных органов практически нет регуляторных механизмов, предписывающих маркетплейсам информировать потребителя об упаковке, составе заказа и характере упаковочных материалов. Правда, за последний год появилось два новых добровольных, то есть необязательных к исполнению, государственных стандарта — ГОСТа: «Услуги доставки товаров розничным покупателям. Общие требования» и «Услуги общественного питания. Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей. Общие требования». 

 

Первый стандарт вводит понятие предзаказа, условий оформления, курьерских служб, агрегаторов заказов и описывает другие составляющие процесса транспортировки заказа от онлайн-продавца к покупателю. Упаковки касается единственный пункт, в котором говорится о необходимости упаковать товар надлежащим способом и что на упаковке должен быть знак, из какого материала она изготовлена. 

Второй ГОСТ обозначает информацию, которую должен получить потребитель до покупки. Речь в том числе идет об упаковке. Но в документе не уточняется, что именно следует писать про упаковочные материалы. Ответственные продавцы могут ориентироваться на технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки». Согласно документу, на упаковке или этикетке указывается цифровой код материалов упаковки. 

Еще один нормативный акт разрабатывается депутатами Госдумы — законопроект, регулирующий работу маркетплейсов. Но в документе внимание авторов обращено на взаимоотношения между онлайн-ретейлерами, поставщиками и пунктами выдачи, упаковка снова остается вне поля зрения законодателей. Также ни одна нормативная бумага не содержит информацию, определение или рекомендации по применению многоразовой упаковки, развитию сервисов пулинга — системы оборота тары, хотя такие проекты уже есть. Например, проект «Наготове» предоставляет такой сервис, а компания «Оптиком» продвигает инициативу по использованию многоразовых стаканчиков для кофе — «Первый оборотный».

 

Пока ситуация такова, что онлайн-покупатели получают в разы меньше информации, чем те, кто зашел в офлайн-магазин. Часто продавцы не указывают полный состав заказа. Потребитель не знает, что с китайской лапшой или тыквенным супом к нему приедут палочки, трубочки, пластмассовые вилки и ножи, порционные соль, сахар и перец и, например, пластиковые или бумажные пакеты. А ответственному покупателю необходимо знать, сколько ненужного мусора вместе с едой окажется у него дома, и отказаться от лишнего, сняв галочки напротив той или иной позиции. Сейчас потребитель, который хочет сократить объем собственного мусора, вынужден избегать онлайн-площадок, потому что он рискует остаться в ворохе неперерабатываемых отходов. 

В то же время согласно национальным целям, к 2030 году не менее 85% упаковки должно перерабатываться. В этом деле могла бы помочь элементарная информация на сайтах маркетплейсов, но в ГОСТах об этом две строчки общего характера. Между тем потребитель в силах влиять на процесс сокращения упаковки, но ему нужно понимать состав, способы утилизации и переработки тары.

Чтобы сделать государственные стандарты яснее и дать ретейлерам инструкции по сокращению отходов, ассоциация «РазДельный Сбор» в проекте #вчемкупить («В чем купить») отправила в Росстандарт письмо с предложением закрепить требование о внесении в карточку товара информацию о перерабатываемости упаковки. 

Кроме того, эксперты рекомендуют обязать поставщиков указывать комплектацию заказа готовой еды и надеются, что стандарты опишут порядок использования многооборотной потребительской сервисной упаковки. Тогда клиент сможет получать готовые блюда в многоразовых возвратных контейнерах. 

Как ретейл может сокращать отходы

Мировой рынок онлайн-торговли вырастет с $7,65 трлн в 2023 году до $20,35 трлн к 2030 году. Поэтому проблема сокращения отходов потребительской упаковки на маркетплейсах глобальна, но пока прорывов в ее решении в мире не видно.

 

На сайтах зарубежных гигантов — Amazon, Ebay, Aliexpress.com, — как и у их российских коллег, нет информации, из чего сделана потребительская упаковка: нет информации о составе потребительской упаковки. Но ретейлеры все-таки помогают клиентам выбирать товары с меньшим количеством отходов. У Amazon существует программа сокращения мусора, которая направлена в том числе на уменьшение объемов потребительской упаковки. На сайте Ebay размещены рекомендации для клиентов по выбору наименее вредной для окружающей среды пакетов и коробок. 

Агрегатор доставки еды Uber Eats поощряет пользователей оценивать рестораны по экологичности тары: пригодна ли она для повторного использования и переработки. Крупнейшие маркетплейсы в Сингапуре предлагают покупателям многоразовую или одноразовую упаковку для одних и тех же товаров: треть покупателей предпочитает многоразовую тару. Оборотные бутылки, коробки или пакеты можно бесплатно вернуть курьеру или в любой почтовый ящик Сингапурской почты.

Доставка товаров и продуктов питания — способ облегчить повседневные заботы, повысить комфортность и качество жизни. Но необходимо приложить усилия, чтобы не утонуть в мусоре, который пока сопровождает развитие онлайн-ретейла и сервисов доставки. Покупатель, вооруженный данными о составе заказа и об упаковке, сможет выбирать товар в таре без лишнего пластика или картона.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+