К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Устойчивые новости: Coca-Cola не выполняет обещания, пластика становится все больше

Фото Alain Pitton / NurPhoto via Getty Images
Фото Alain Pitton / NurPhoto via Getty Images
Почему крупнейшие производители напитков, детского питания и других товаров не выполняют свои обещания по сокращению пластика и как это убивает планету — в своей постоянной рубрике о новостях из мира устойчивого развития рассказывает Катерина Никитина, специалистка по ESG и соосновательница сообщества 1.5 °C DAO

В последние годы крупнейшие мировые производители часто заявляют о целях по сокращению пластика. Среди лидеров громких заявлений — компания Coca-Cola. К 2025 году производитель планирует сделать 100% упаковки перерабатываемой, увеличить сбор пластиковой тары и обеспечить ее повторное использование. В пресс-релизах и планах заявления смотрятся хорошо, а на деле —  компания не намерена отказываться от такого дешевого и удобного пластика, а многоразовой станет только 25% упаковки, и то к 2030 году. Но даже эти скромные обещания Coca-Cola не спешит исполнять. Как впрочем, и другие компании.

Дешевый пластик мешает корпорациям бороться с отходами

В июне стало известно, что отложен запущенный в 2020 году пакт США о пластике, под которым подписалось 80 корпораций, включая крупнейших производителей продуктов: Coca-Cola, Nestlé, Unilever, Mars. Согласно документу, компании планировали добиться существенного снижения производства пластика уже к 2025 году, но перенесли эту цель на 2030 год. 

Речь в пакте не шла о полном отказе от пластиковой упаковки. Компании собирались паковать всю продукцию в перерабатываемую тару, увеличить рециклинг пластмасс и на 30% интегрировать в упаковку вторичные ресурсы или ответственно выращенные биоматериалы. Но и эти цели оказались слишком амбициозными. В своих объяснениях инициаторы пакта сослались на отсутствие федеральной программы по поддержке таких инициатив, а также на слишком дешевый первичный пластик! Устоять против таких цен невозможно, даже если твои доходы составляют $46,1 млрд в год, как у Coca-Cola (100 место в рейтинге Forbes глобальных компаний в 2024 году).

 

Что не так с обещаниями корпораций

Coca-Cola — хороший пример, чтобы понять проблемы «антипластиковых» обещаний корпораций. Сегодня Coca-Cola для упаковки своей продукции использует 3 млн тонн пластика в год, что соответствует весу 300 Эйфелевых башен, или 300 000 железнодорожных вагонов. 

Компания оказалась на первом месте в списке загрязнителей планеты отходами пластмасс по результатам исследования, которое проводилось в 84 странах в течение пяти лет. Аналитики изучили почти 2 млн единиц пластмассовых отходов. Почти половина их них была без этикетки и не поддавалась идентификации. Среди мусора, на котором сохранились указания на бренд, сохранились логотипы 56 производителей потребительских товаров. 25% мусора обеспечили пять транснациональных компаний-гигантов: Coca-Cola — 11%, PepsiCo — 5%, Nestlé — 3%, Danone — 3% и Altria (бывший Philip Morris International) — 2%. 

 

Но это еще не все грехи Coca-Cola. Почти весь объем своей упаковки компания производит из первичного пластика, что очень плохо. Процесс создания такого пластика начинается с добычи ископаемых, то есть истощает природные ресурсы и убивает экосистемы. Дальнейшая переработка нефти и газа требует значительных энергозатрат пока еще из традиционных источников, а значит растет эмиссия парниковых газов. Также возникают «побочные эффекты»: выбросы токсичных химических веществ, которые губительно влияют на здоровье людей и животных. На бумаге Coca-Cola проблему осознает и ставит цели по сокращению первичного пластика. Но в отчете по устойчивому развитию за 2022 год оправдывается: «Мы облегчили вес товаров и стали больше использовать переработанный пластик. Это помогло предотвратить выработку 500 000 тонн первичного пластика. Однако рост количества упаковки эти усилия опередил. Так что в целом использование первичного пластика не сократилось». Фонд Ellen MacArthur Foundation, занимающийся проблемой отходов, уточняет вместо компании: потребление первичного пластика у производителя напитков выросло на 8%.

Но еще более серьезную проблему представляет собой утилизация пластиковых отходов, которые не способны разложиться самостоятельно, поэтому ищут свое место на планете. В любых экосистемах Земли обнаруживают пластиковый мусор. Самая заметная свалка пластмассы — быстро растущее Большое Тихоокеанское мусорное пятно, размер которого уже сегодня сопоставим с размером трех Франций. Но есть и менее заметный для человеческого глаза мусор — микропластик. Частицы размером от 1 мк до 5 мм отделяются от пластмассовых изделий и начинают свое путешествие по морям и континентам. Микропластик попадет в пищевые цепочки рыб, животных, птиц и людей. Мельчайшие частички пластмассы находят в грудном молоке и плаценте. Среднестатистический человек каждую неделю незаметно для себя проглатывает количество пластика размером с кредитную карту. 

В ситуации, когда пластик везде, одна лишь переработка нас не спасет. В мире ежегодно производится более 400 млн тонн пластиковых отходов. Примерно столько же весят все люди на планете. А перерабатывается менее 10% от выпущенных пластмасс. Единственный метод борьбы с пластиковым загрязнением — резкое сокращение производства. Но с этой целью планы корпораций не совпадают. Coca-Cola со всем своим многообразием брендов продает 134 млрд пластиковых бутылок в год. За четыре года это количество увеличилось на 15%, несмотря на заявленные компанией цели о «движению к миру без пластика».

 

Подобные невыполненные обещания по отказу от пластика можно встретить и у других корпораций. Mars, например, взял обязательство к 2025 году на четверть сократить использование первичного пластика, однако между 2019 и 2022 годом, напротив, увеличил производство на 14%. PepsiCo, обозначившая такую же цель, за тот же временной период нарастила производство первичного пластика на 10%. Никто из крупнейших компаний, ответственных за пластиковое загрязнение, даже в отдаленной перспективе не говорит об отказе от пластика, и никто не намерен снижать объемы производства своих товаров. Видимо, только юридические обязательства смогут их к этому подтолкнуть.

Международные переговоры могут помочь, но это не точно

В марте 2022 года, на пятой сессии Ассамблеи ООН по окружающей среде была принята резолюция о разработке международного инструмента по борьбе с пластиковым загрязнением, которую подписали 175 стран. Этот документ называется Договором ООН о прекращении пластикового загрязнения. Переговоры по нему начались в конце 2022 года и должны закончиться в ноябре–декабре этого года в южнокорейском Пусане. От документа ожидают, что он сможет обеспечить поэтапный отказ от одноразового пластика, а также обязать «пластиковый» бизнес снижать объемы производства. 

Некоторые государства уже предприняли шаги по сокращению пластикового загрязнения. Руанда запретила одноразовые пакеты и столовые приборы еще в 2008 году, 34 африканские страны последовали этому примеру. Ряд стран, включая Францию, Австралию и Нидерланды, подписали декларацию «Мост в Пусан», призывающую сократить производство пластика. Впрочем, конкретных мер эта резолюция не содержит. Предварительные переговоры в Канаде, прошедшие в апреле 2024 года, не сильно продвинули государства в достижении договоренностей по пластику. Наблюдатели пишут, что на них съехалось огромное количество представителей нефтяного и пластикового лобби, поэтому в текст договора не попал пункт о необходимости снижать производство пластика. Но борьба за текст договора не окончена, поэтому надежда есть.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+