До последнего сокола: как в России спасают этот редкий вид хищных птиц
Численность соколов балобанов, некогда многотысячного вида хищных птиц, за полвека сократилась до нескольких сотен пар, гнездящихся в России. На протяжении 20 лет ученым удается предотвращать исчезновение редкой птицы, в том числе выпуская в дикую природу птенцов балобана, выращенных в неволе. В 2024 году впервые рекордное число краснокнижных пернатых хищников — 50 особей — «переедет» из московского питомника в естественную среду обитания: в Хакасию и Тыву.
Как исчезал балобан
Балобан — довольно крупный сокол: вес самца достигает килограмма, а самки — полутора. Размах крыльев превышает метр. На фоне карликовых австралийских соколов весом 230 г балобан — гигант. Наиболее распространенный окрас птиц этого вида рыжевато-желтый с бурыми тонами. Но на российском Алтае встречается фенотип соколов с темным, почти черным однотонным оперением.
Соколов тысячи лет используют для охоты. И даже когда жизненная необходимость добывать себе таким образом пищу у людей отпала, соколиная охота осталась дорогостоящим развлечением, особенно популярным в арабских странах. В 2016 году ЮНЕСКО признала соколиную охоту объектом нематериального наследия человечества. По мнению орнитолога, специалиста в области охраны природы фонда «Природа и люди» Романа Мнацеканова, придание действу такого статуса позволило развиваться рынку торговли птицами, в том числе дикими, пойманными в российских лесах.
Темный сокол балобан — жемчужина коллекций любителей соколиной охоты. Такая птица еще и генетически более агрессивна, а, значит, хороша в охоте. Поэтому каждое лето браконьеры приезжают в Россию, чтобы добыть фантастически дорогого пернатого хищника. Цены на балобанов достигают десятков тысяч долларов. Пик незаконной ловли пришелся на конец 1990-х и начало 2000-х годов, затем в России усилили систему охраны природы и пограничный контроль, и поток бандитского трафика упал. Однако до сих пор «соколиные» браконьеры приезжают на Алтай.
Сокол балобан внесен в Красный список Международного союза охраны природы и международные конвенции в категории «угрожаемый». Он также находится в Красной книге России и включен в список особо ценных видов страны.
Как спасти балобана
Сохранение и восстановление исчезающих животных возможно несколькими путями: охрана мест обитания, борьба с браконьерами и выпуск в дикую природу животных, выращенных в неволе. Директор подмосковного питомника редких птиц «Витасфера» Евгений Сарычев пояснил Forbes, что в ситуации, когда в мире осталось несколько тысяч балобанов, обойтись только охранными мероприятиями не выйдет, нужно увеличивать число пернатых за счет искусственного разведения. Орнитологи занимаются «подсадкой» соколят с 2017 года.
До 2023 года схема выпуска балобанов не менялась. Птенцов выращивали в питомниках. Ученые находили гнезда балобанов, в которые можно было бы «подселить» птенцов, затем малышей транспортировали к новому жилищу и выпускали. В течение 40 дней, до вылета, орнитологи подкармливали всех птиц в гнезде и следили за процессом адаптации. Каждого молодого сокола снабжали GPS-навигатором, чтобы наблюдать за судьбой пернатого хищника. За 16 лет работы программы 75 птенцов встали на крыло.
Но в 2024 году решено было отправить в дикую природу не вылупившихся питомцев в возрасте 3–5 недель, а 50 годовалых птиц из «Витасферы», уточнил Сарычев. Случай уникальный. Такой выпуск требует больших затрат на выращивание птиц и обучение в специальном вольере охотничьим навыкам перед выпуском. После тренировки соколов перевезли из Москвы к месту выпуска. Бесплатно доставить живой груз взялась авиакомпания S7. Птицы летели в грузовом отапливаемом отсеке самолета в специальных контейнерах. Молодых соколов сопровождали в полете представители «Витасферы» и научный консультант МГУ. В Абакане пернатых встретили сотрудники Хакасского заповедника. После осмотра балобанов перевезли на автомобиле за 170 км к месту выпуска. 16 июня птицы вернулись в естественную среду обитания. Ученые продолжат наблюдать за соколами, чтобы оценить успешность проекта.
Координацию работ, научное и финансовое сопровождение осуществляли специалисты фонда «Природа и люди». Как рассказал Forbes генеральный директор фонда Сергей Рыбаков, при организации такой работы важно построить научно обоснованный план действий и регулярно анализировать природоохранную эффективность уже реализованных проектов. Средства на соколиный проект выделил в рамках ESG-стратегии международный бренд Siberian Wellness, основанный в Сибири.
Зачем бизнесу тратить деньги на птиц
Популяции млекопитающих, птиц, рыб, амфибий и рептилий на Земли с 1970 года сократились на 69%. Около миллиона видов живых существ находятся в настоящий момент под угрозой исчезновения. Причина — экспансия человека в места обитания животных, загрязнение и слишком интенсивная эксплуатация природных ресурсов.
Утрата такого количества видов зверей и растений — это риск сокращения производственной базы в первую очередь для фармацевтических, косметических, продовольственных и лесопромышленных компаний. По данным S&P Global Sustainable, 85% компаний из 1200 из списка крупнейших S&P зависят от сохранения биоразнообразия.
Исследование консалтинговой компании Kept в 2022 году показало, что 80% российских компаний ориентируются на мнение внешних заинтересованных сторон по вопросам сохранения биоразнообразия и практически не оценивают связанные с ним риски, не проводят глубокого анализа воздействия на компоненты живой природы и экосистемные услуги. Только 30–32% предприятий добровольно внедряют подходы по смягчению негативного воздействия и разрабатывают корпоративные программы по сохранению биоразнообразия. Но за два года ситуация начала меняться. В 2024 году фонд «Природа и люди» провел похожий анализ и выяснил: бизнес стал более системно подходить к сохранению видов и в большинстве своем придерживается долгосрочного планирования.
Основательница компании по производству биологически активных добавок, спортивного питания и косметики Siberian Wellness Татьяна Гороховская подчеркнула Forbes, что продукты компании основаны на травах и других дарах сибирской природы. Поэтому ESG-стратегия сфокусирована на сохранении биоразнообразия, в том числе сохранении уникального балобана. По информации, предоставленной Forbes, за семь лет работы в программу по сохранению хищных птиц России компания вложила 32 млн рублей.
Рыбаков указал Forbes еще на один значимый фактор, заставляющий компании поддерживать сохранение природы, — необходимость отражения усилий в этом направлении в нефинансовой отчетности. «В последние годы российский бизнес все чаще ведет системную работу в этом направлении в рамках своей стратегии долгосрочного, успешного развития. Биоразнообразие уже стало частью нефинансовой отчетности организаций, а в ближайшем будущем станет неотъемлемой строчкой бюджетного планирования», — отметил эксперт.