К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Доисторические туалеты и миллиард влажных салфеток: особенности экотуризма в России

Фото IMAGO / ТАСС
Фото IMAGO / ТАСС
Миллионы россиян посещают заповедники в надежде провести время на природе, но часто остаются разочарованы. Почему туристам приходится справлять нужду в туалетах времен революции и как домашние питомцы и влажные салфетки губят заповедные территории, рассказывает Ольга Пегова, заместитель директора самой посещаемой охраняемой природной территории России — Кавказского заповедника

Самой популярной охраняемой природной территорией страны в 2022 году стал Кавказский заповедник — его посетили 552 000 человек. В 2023 году туристов, по данным дирекции учреждения, стало больше — 630 000 человек. Минприроды рассчитывает на дальнейший рост числа россиян, предпочитающих отдых на природе. Однако мало кто из любителей лесов, гор и рек понимает разницу между прохождением маршрута на заповедной территории и выездом на шашлыки, а с понятием «экологический туризм» знакомы единицы. Что нужно знать о тонкостях заповедного отдыха? Есть три темы, волнующие каждого посетителя и инспектора охраны природы.   

Почему остался бабушкин сортир 

Первая касается базовой потребности человека — справлять нужду. Несмотря на технологический прогресс, туалеты на заповедных маршрутах сохранили облик времен создания первой охраняемой природной территории СССР в 1917 году. 

Неизменность примитивного инфраструктурного решения — выгребная яма и дырка в полу — не прихоть и не попытка поиздеваться над туристом со стороны сотрудников, а единственное возможное решение. По закону об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) нарушение почвенного покрова, сброс на грунт или в водоемы жидкостей и отходов запрещены, то есть септики в туалетах использовать нельзя.

 

В местности, где туристов мало, можно поставить биотуалет с опилками в качестве адсорбирующего элемента, но это работает при посещаемости, не превышающей 200 человек за сезон. Если посетителей на маршруте становится больше, то туалет слишком быстро переполняется, отходы не успевают перегнивать, и в конце концов устройство выходит из строя. Установка туалета с откачкой навоза для большинства территорий не подходит. В удаленные, труднодоступные районы не проедет ни один ассенизатор, а бюджетных вертолетов для этих целей пока не изобрели. 

Многих директоров-новаторов постигли административные наказания за попытку окультурить санитарные условия в заповедниках, поэтому большинство администраторов находятся в ожидании новых документов от Минприроды по «туалетному вопросу» в ООПТ.

 

Западный опыт для России не подходит. Там туристам на входе в заповедник или национальный парк выдают герметичные мешки для экскрементов, и они ответственно все в них складывают, упаковывают, несут до выхода с территории. Еще один вариант: взять с собой специальный совочек и аккуратно в 70–100 м от водоемов и стоянки выкопать «котовую» норку (cat hole — от англ. кошка и нора), потом аккуратно вернуть почвенный покров сверху.

Внедрение такого решения в России нарушает действующее законодательство и на популярных у туристов территориях грозит превратить местность вокруг стоянок в «минное поле» испражнений туристов. 

Как влажные салфетки губят природу

Но даже эти универсальные и проверенные временем решения не в силах побороть прогресс. Часто выгребные ямы быстро переполняются из-за влажных салфеток и пластикового мусора, которые туристы старательно в них прячут. 

 

Одна из главных проблем — влажные салфетки. Туристы думают, что они разлагаются в природе, как туалетная бумага. Уже сейчас на природных территориях висят, лежат, летают, плавают миллиарды использованных салфеток. После сигаретных окурков это второй по количеству вид мусора на природных территориях. 

Хотя производитель салфеток предупреждает, естественно, мелкими буквами на упаковке, что салфетки состоят из нетканого материала синтетического происхождения (полиэстер, спанбонд и т. д.) и пропитки, в составе которой часто, помимо спиртов и воды, присутствуют консерванты (фталаты, парабены), отдушки и поверхностно-активные вещества. Большинство этих веществ не являются безопасными для организма и при длительном контакте с кожей проникают и накапливаются в организме.  

Любители чистоты могут за день использовать более 50 салфеток, и многие не видят необходимости их собрать в мусорный пакет и вынести до ближайшего пункта сбора отходов. Салфетки с запахами продуктов и отходов жизнедеятельности человека привлекают животных. Они их проглатывают, а мелкие зверьки запутываются в переплетенных салфетками ветках и погибают. Страдает эстетическая составляющая природной местности: замусоренные луг или поляна вызывают отвращение и печалят. Собирать салфетки с территории неприятно ни сотрудникам, ни волонтерам. Есть небольшой процент изделий на основе хлопка или бумаги, но пропитка у них такого же состава, как у обычных, и для безопасного разложения даже таким салфеткам нужны определенные условия и достаточно времени. 

Отличное решение для походов и поездок на природу — бутылка воды, полотенце и обычная туалетная бумага из вторичного сырья. Этот набор туриста решает все гигиенические задачи даже без использования мыла. Можно вымыть руки, привести себя в порядок и даже помыть посуду с помощью этих нехитрых предметов. 

Чем собаки и хорьки вредят заповедникам

На протяжении многих лет сотрудники заповедника говорят о том, что с собаками приходить на территорию нельзя, но, оказалось, собака не самое страшное. В последнее время туристы стали брать с собой и других животных: хорьков, морских свинок и кошек. Хозяева стремятся показать питомцам заповедный мир дикой природы. 

 

По закону инспектор охраны имеет право устранить ваше домашнее животное физически без объяснения причин, потому что домашние звери своим присутствием подвергают риску природные экосистемы. Конечно, сотрудник не будет стрелять в вашего той-терьера или кота, а попросит вас покинуть территорию. Обычно туристы вступают в дискуссию с сотрудниками, упирая на то, что собака на поводке. Но в длительных походах сложно вести на привязи животное несколько часов по горной тропе в разных погодных условиях. 

Часто собаки «звереют» от отсутствия знакомых городских запахов. В природе домашние питомцы чуют других животных и дичают: начинают копать норы, находить грызунов, ловить птиц, лаять на пролетающих птиц и пробегающих мимо животных. Проснувшийся инстинкт гонит собаку за зверем, а это уже стресс для медведей, лис и других обитателей леса, которые не ожидают увидеть у себя дома странного агрессивного посетителя. Такие встречи провоцируют травмы и гибель обитателей заповедников. При столкновении с медведем собака может спровоцировать нападение животного на хозяина. Дело в том, что сначала домашний любимец атакует хищника, а при ответном нападении стремится спрятаться в ногах у хозяина. Собаки, как и другие животные, оставляют помет, но убрать за собакой и нести в мешочке плоды жизнедеятельности любимца несколько дней могут только самоотверженные хозяева. Пока таких в Кавказском заповеднике не было. 

Собака может быть переносчиком вирусов, чужеродных бактерий и паразитов, губительных для дикой фауны. Большинство троп и заповедной инфраструктуры не приспособлено для походов с животными. Мостики и переправы, скалистые осыпи, крутые обрывы и склоны становятся смертельно опасным препятствием для четвероногого друга: животное может получить травму, а МЧС для питомцев пока не существует. Не исключено также, что собаку укусит ядовитая змея или пес потеряется.  

Экотуризм — понятие, которого нет

Улучшить осознанность посетителей заповедных территорий могло бы ясное понимание экотуризма, которое, к сожалению, в России не закреплено законом.

 

В результате под экологическим туризмом понимают всё: от рафтинга и забегов по горной местности до горнолыжного туризма и пикников с шашлыками на берегу. Это разнообразие форм отдыха невозможно ни на одном из типов охраняемых природных территорий, в том числе заповеднике, национальном парке, заказнике, памятнике природы. Единственное, что роднит эти виды туризма с экотуризмом: место действия — природа.

Между тем экотуризм — это путешествие в дикую природу с познавательной целью, с минимальным и контролируемым воздействием на экосистемы, способствующее сохранению окружающей среды и экономически выгодное проживающим поблизости людям. Да, экологичный туризм предполагает возможность заработка для местных жителей.

Ответственные туристы перед поездкой в заповедник или национальный парк изучают сайт учреждения, читают правила посещения, задают вопросы сотрудникам, чтобы уточнить непонятное, а не спрашивают в интернете у диванных экспертов. Такие посетители вносят плату за вход в заповедник, а не стараются нелегальными способами увильнуть от покупки билета. Они, выйдя на маршрут, придерживаются маркированной тропы и останавливаются на стоянках в обозначенных местах, а не там, где понравилось или где красивое озеро. Выносят за собой мусор, а не оставляют его в кустах, не подкапывают и не прячут в яме туалета. 

Кроме того, посетители природных территорий должны понимать, что не надо кормить и спасать зверей. Туристам также не следует разводить костер, а в безвыходной ситуации делать под кострищем подстилку из камней и песка, а вместо рубки молодых пихт и буков в качестве дров собирать валежник.

 

Подготовленный и осознанный турист найдет на природе то, что ищет, — гармонию, новые впечатления и отдых. В противном случае его ждет разочарование от поездки.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+