Устойчивые новости: Microsoft и Pepsi не выполняют своих обещаний по спасению климата
Как ИИ помешал Microsoft справиться с выбросами углекислого газа
«К 2030 году Microsoft станет углеродно-нейтральной, а к 2050 году удалит из окружающей среды все парниковые газы, к которым напрямую или косвенно имела отношение с момента своего основания в 1975 году», — такое заявление крупнейшая международная IT-компания опубликовала в 2020 году. Оно стало одним из самых амбициозных среди технологических гигантов. Для сравнения, климатическая цель Amazon: стать углеродно-нейтральной к 2040 году. Google, хоть и планировал углеродную нейтральность к 2030 году, как и Microsoft, но с одним нюансом — удалять эмиссию с момента создания не обещал. В этом смысле Microsoft задавали тренд.
Однако климатические амбиции, как оказалось, легко можно поставить на паузу, если того требует технологическая гонка. В результате внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ), выбросы Microsoft не только не сократились согласно плану, но и, по данным отчета компании по устойчивому развитию, увеличились в 2023 на 29%. Microsoft инвестировала более $13 млрд в разработчика технологии искусственного интеллекта ChatGPT, компанию OpenAI, стоящую за ChatGPT, а также IT-гигант вложился в создание собственных инструментов ИИ.
Но ИИ требует огромных вычислительных мощностей. К 2027 году выбросы от использования этой технологии могут сравниться с выбросами целой страны — Нидерландов. Огромное количество энергии расходуется при тренировке моделей машинного обучения, таких, как нейронные сети. Отладка систем машинного обучения занимает от недель до десятков месяцев, и на это понадобятся тысячи киловатт-часов. Большую часть энергии человечество по-прежнему получает из традиционных источников: нефти и газа. Сжигание этих видов топлива приводит к выбросам CO2. Так, опосредованно IT-компании влияют на климат.
Но это еще не все. Тренировка моделей ИИ происходит в центрах обработки данных. Те, в свою очередь, представляют собой строение или помещение, где хранятся компьютеры, и связанное с ними аппаратное оборудование: серверы, накопители данных и прочее. Эти центры нужно строить, чем активно занималась Microsoft последние годы. Гонка в области ИИ требовала дальнейшего расширения дата-центров. А значит, дополнительного использования цемента, стали и других материалов, при производстве которых выделяется углекислый газ. Согласно отчету Microsoft, основная часть увеличения выбросов компании связана именно со строительством центров обработки данных. Корпорация признает, что столкнулась с необходимостью разработки более экологичного бетона, стали и топлива. Это, как пишется в отчете, «самые большие вызовы», стоящие перед фирмой в области снижения ее влияния на климат.
Интересно, что сам Билл Гейтс, основатель Microsoft, формально отошедший от дел, создал несколько лет назад фонд Breakthrough Energy. Среди партнеров Гейтса по фонду — миллиардеры Джефф Безос, Адитья Миттал, Джек Ма, Майкл Блумебрг и другие. Фонд вкладывается в сложные технологические проекты с условием, что те смогут не менее, чем на 1% сократить глобальные выбросы парниковых газов. Среди компаний, получивших поддержку фонда, есть несколько представителей строительной индустрии. Они обещают снизить концентрацию углекислого газа при производстве цемента. Так что, если повезет, Гейтс получит и возврат инвестиций, и экологичный бетон для увеличения вычислительных мощностей своей компании. Но вряд ли это произойдет быстро.
Microsoft приводит данные, что менее 1% мирового потребления электроэнергии приходится на операции ИИ. При этом признает, что спрос будет расти, хотя не факт, что он драматически скажется на росте выбросов углекислого газа. За период с 2010 по 2020 год глобальная рабочая нагрузка центров обработки данных корпорации увеличилась примерно в 9 раз, в то время как спрос на электроэнергию вырос всего на 10%. Этому способствует улучшение энергоэффективности дата-центров.
Однако не похоже, что Microsoft может предложить революционные методы для решения проблемы увеличения выбросов парниковых газов. «Мир столкнулся с проблемой, требующей срочных решений… Если мы не сократим выбросы и температура продолжит расти, последствия будут катастрофическими», — писала компания в 2020 году.
С тех пор ситуация только ухудшилась. Выбросы компания не сократила — напротив, увеличила их почти на треть. И для нас это печальный знак. Если Microsoft не справляется с главным вызовом времени, стоит ли ожидать, что с ним справятся другие компании?
Почему на грузовиках, заправленных маслом, Pepsi далеко не уехать
PepsiCo, второй по размеру производитель продуктов питания в мире, тоже не отстает от раздачи климатических обещаний. Компания планирует стать углеродно-нейтральной к 2040 году. И в рамках этого плана она объявила, что собирается использовать очищенное растительное масло в создании топлива для заправки своих грузовиков. Это то самое масло, на котором жарятся чипсы Walkers. Технология гидроочистки позволяет удалить из него разные примеси и насытить молекулы масла водородом. Таким образом, создается биотопливо, аналогичное по свойствам бензину.
Как пишет PepsiCo, такой шаг позволяет снизить выбросы углекислого газа от автомобиля на 80% по сравнению с обычным дизельным топливом. На биотопливе будут ездить грузовики, перевозящие картофель с британских ферм на завод компании в Лестере. Все это неплохо звучит, но есть нюанс. Снижение выбросов в результате такой меры составит 13 000 тонн СО2 до конца текущего года. И это всего 0,02% общих выбросов компании.
Только в 2022 году PepsiCo произвела 61 млн тонн углекислого газа, что можно сравнить с годовыми выбросами парниковых газов от 13 млн легковых автомобилей. Основные выбросы PepsiCo — результат использования техники, заправленной обычным дизельным топливом, на сельскохозяйственных площадях компании (33% от годового объем выбросов); упаковки (26%), перевозки и дистрибуции товара (20%). Хуже того, эти выбросы выросли на 7% от уровня 2015 года. Года, когда страны мира заключили «Парижское соглашение», цель которого — сокращение выбросов парниковых газов.
Похожие примеры есть и в России. Наследница McDonald’s, сеть ресторанов «Вкусно и точка» стала превращать отработанное фритюрное масло в топливо для транспорта — от автобусов до морских судов. По данным компании, ежегодно на переработку она отправляет 5500 тонн масла. Влияет ли это на что-то? Давайте подсчитаем. Neste, один из ведущих производителей возобновляемого дизельного топлива, предоставляет подробную информацию о свойствах переработанного масла. Нехитрые вычисления позволяют сделать вывод, что 1 тонна топлива из масла соответствует 1,2 тонны дизельного топлива. Этого хватит, чтобы транспортное средство проехало расстояние от 4000 до 6000 км. В случае годового объема переработки масла во «Вкусно и точка»: от 22 000 до 33 000 км, или 2-4 поездки от Москвы до Владивостока. Неплохо.
Но к сожалению, компания не сообщает, сколько километров преодолевает ее транспорт на обычном бензине и сколько углекислого газа оказывается при этом в атмосфере. Без этой информации любая экологическая инициатива рискует остаться любопытной темой для заголовков, но не более того.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора