К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Кафетерий льгот» и экоповестка: как бизнес старается соответствовать трендам и рынку

Фото DR
Фото DR
Как повестка устойчивого развития поможет российскому бизнесу закрепиться на огромном рынке Китая, какие методы смогут решить проблему дефицита кадров и почему ретейлеры изучают гедонистов и долгожителей, — эти и другие вопросы обсуждали участники конференции FCongress «Устойчивое развитие: сохранить нельзя отменить». Рассказываем о главных тезисах дискуссии

После начала «спецоперации»* российские компании столкнулись с поликризисом: уходом с западных рынков и дефицитом кадров, и, как следствие, пересмотром ценностей бизнеса. К 2024 году компании определили главное — повестка устойчивого развития остается в фокусе их внимания с приоритетом социальных программ. Мы публикуем самые интересные моменты пленарной дискуссии, которая прошла 11 апреля в Москве во время конференции FCongress «Устойчивое развитие: сохранить нельзя отменить». В разговоре участвовали:

  • Надежда Галактионова, директор по устойчивому развитию розничной сети «Магнит»;
  • Владимир Жуков, вице-президент по работе с инвесторами и устойчивому развитию «Норникеля»;
  • Сергей Кржановский, директор по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти, группа компаний «Росводоканал»;
  • Светлана Обручкова, генеральный директор компании «Якобс Дау Эгбертс Рус»;
  • Елена Тябутова, генеральный директор международной компании Unilever (Россия);
  • Виктория Хаба, вице-президент по HR и организационному развитию группы компаний «Аквариус».

Модератор дискуссии —  руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» Светлана Бик

О покупателях будущего

Надежда Галактионова: «Магнит» вместе с Федеральным научным центром пищевых систем имени Горбатова провел исследование, каким будет потребитель к 2050-2060 годам.

 

Стали очевидными несколько макротрендов. Первый — длительный период активности серебряного поколения, людей старше 50 лет. Второй — урбанизация: приток людей в крупные агломерации продолжается. Третий тренд — индивидуализация. Цифровизация общения приводит к тому, что люди больше внимания уделяют себе, меньше склонны создавать семьи. Это формирует особую модель потребления акцентом на себе и своем благополучии, здоровье. Четвертый тренд — цифровизация всего, что выльется в гиперперсонализацию услуг, контента, образования и стиля жизни. Еще одно направление изменений — трансформация рынка труда и образования. Люди будут учиться в течение жизни. А для будущих работ будет характерна более высокая доля временной или частичной занятости, а также возникнет конкуренция с искусственным интеллектом на базовых профессиях. 

Надежда Галактионова (Фото DR)

Исследование также позволило увидеть новые группы покупателей. Первая группа — осознанные потребители, для которых важно сохранение окружающей среды. Они будут смотреть на продукт или торговую сеть с учетом информации об устойчивом развитии, системе обращения с отходами. Уже заметен рост интереса к растительному мясу и соевым продуктам, что связано с сокращением частью покупателей потребления мяса по этическим соображениям. За прошлый год продажи растительного мяса выросли в 2,5 раза. 

 

Вторая группа клиентов — любители натурального. Они отдают предпочтение натуральным продуктам, произведенным местными фермерами из натурального сырья. Третья история — технологичные потребители, которым важна готовая еда и удобство доставки. Четвертая группа связана с растущей продолжительностью жизни. Питание становится инструментом активного, здорового долголетия. Пятая группа потребителей — эстеты и гедонисты. Для них питание — в первую очередь эмоциональная составляющая. Последняя группа — покупатели с особенностями здоровья, для которых еда — способ поддержать организм в рабочем состоянии. 

Эти черты потребителя будущего просматриваются в настоящем, «Магнит» адаптирует работу под будущие тренды. Например, потребитель ждет, что компании будут развивать экоповестку. Здесь компания как ритейлер сосредоточилась на рациональном обращении с продуктами питания. В рамках проекта по фудшерингу компания передает продукты с истекающим, но достаточным сроком годности уязвимым категориям населения. С 2023 года было передано больше 400 тонн продуктов. 

Климат, цепочки поставок, права человека

Владимир Жуков: В прошлом году «Норникель» отметил 20-летний юбилей с момента выпуска первого отчета о корпоративной социальной ответственности. С тех пор документ преобразился и стал отчетом об устойчивом развитии. В 2023 году компания дополнила пакет нефинансовой отчетности еще тремя документами: отчетом об изменении климата, об ответственной цепочке поставок и о правах человека. 

 

Первоначально большой запрос на открытие данных исходил от зарубежных партнеров и инвесторов, в основном из Евросоюза. К сегодняшнему моменту структура экспорта поменялась: треть продукции реализуется на рынках недружественных стран — это ЕС и США, больше половины экспорта идет в Азию, где крупнейший потребитель — Китай. Самые жесткие требования к устойчивому развитию предъявляют стейкхолдеры из Европы и США. Кроме того, продукция представлена на бирже: никель и медь включены в листинг на Лондонской бирже металлов. У биржи есть требования к следованию принципам устойчивого развития, поэтому поддержание сертификации (подтверждает соответствие принципам устойчивого развития, — Forbes) металлов тоже остается актуальной задачей.

Владимир Жуков (Фото DR)

Требования в области устойчивого развития в Азии не такие высокие, но в ближайшей перспективе ситуация может сильно измениться. Например, пока в Европе и США обсуждается, надо ли вводить обязательное раскрытие нефинансовой информации, две китайские биржи — Шанхайская и Шэньчжэньская — обязали все компании с 2026 года раскрывать нефинансовую отчетность. 

Что касается наших проектов в области экологии, то флагманской остается «серная программа» (улавливание диоксида серы из выбросов предприятия). В прошлом году были запущены установки по улавливанию серы из газов крупнейшего металлургического завода в Норильске, Надеждинского комбината. Сокращение выбросов в 2024 году в Норильске будет порядка 20%, в следующем году еще больше.

Два месяца назад совет директоров актуализировал экологическую стратегию до 2031 года. В нее вошли: серная программа, программа сохранения биоразнообразия, улучшения качества воздуха, промышленная безопасность.

О дефиците кадров

Владимир Жуков: Особенно важными в условиях дефицита рабочей силы стали социальные программы. «Норникель» нуждается в мощном притоке рабочей силы. Создание и поддержание комфортного уровня жизни сотрудников является очень важным конкурентным преимуществом. Запущена программа стоимостью 120 млрд рублей с участием нескольких федеральных органов власти по повышению качества жизни людей в городах присутствия «Норникеля». Финансовое участие  компании составляет 81 млрд рублей. Эти деньги пойдут на реновацию жилищно-коммунального хозяйства, жилья, обновление инфраструктуры, строительство социальных объектов. Есть и дополнительные проекты, например, строительство лицея имени Долгих в Норильске, обновление кампуса Заполярного университета в Норильске, строительство Ледового дворца. 

 

Елена Тябутова: Unilever на глобальном уровне апологет ESG. Однако на локальном уровне в России есть некоторые особенности. Если раньше в приоритете была составляющая E (environment, сохранение окружающей среды) — все, что связано с экологией, с нашими производствами, углеродным следом (выбросы углекислого газа, которые сопровождают производство продукции, — Forbes), упаковкой, биоразлагаемостью и так далее, то сейчас в фокусе S — social, социальный аспект. Это ответ на ту самую боль, которая есть сегодня у российского бизнеса — дефицит кадров.

Елена Тябутова (Фото DR)

Для компании важны два основных направления: адаптация и развитие кадров, и второе направление — создание кадрового резерва и обеспечение карьерных возможностей для сотрудников. Отдельно стоит отметить тренинги по ненасильственному общению внутри компании. Это находит огромный отклик у сотрудников. 

Также изменился подход к привлечению кадров. Раньше компания ориентировалась на развитие молодых талантов: работала с вузами. В нынешних реалиях основной упор делается на компетенции, поэтому изменился подход к возрастному составу. Кадровые службы уделяют больше внимания профессионалам зрелого возраста. 

Виктория Хаба: Компания «Аквариус» работает уже 35 лет: производит компьютерную технику в России. Но 2022 год стал переломным для компании: двукратный рост продаж и дефицит кадров. Кадровики столкнулись с демографической ямой. Для привлечения сотрудников необходимо было придумать особенные программы, направленные в том числе на работу с детьми.  Компания запустила программу «Больше, чем старт» для детей с 11 лет в городах присутствия компании — в Ивановской области в Шуе и в Тверской области в самой Твери. Дети занимаются на станции юных техников: изучают радиоэлектронику и программирование. 

 
Виктория Хаба (Фото DR)

Также действует программа «Кафетерий льгот». Каждому сотруднику выделяется  бюджет с правом выбора, на что его потратить. Скоро заработает новая программа, в которой сотрудники смогут получать услуги через сайт, а также дополнительные льготы. Такие программы преференций обрастают слухами. Например, в Ивановской области люди полагают, что компания раздает по 100 000 рублей сотрудникам на необходимые траты. Смысла бороться с такими слухами нет: они только привлекают кадры и в какой-то степени отражают истину. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+