К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Контрабанда и пандемия: почему запрет пластиковых пакетов не работает

Фото Михаила Метцеля / ТАСС
Фото Михаила Метцеля / ТАСС
Калифорния первой в США запретила одноразовые пакеты, но спустя десять лет выяснилось, что мусора не стало меньше. Масса выброшенных полиэтиленовых сумок в штате выросла на 47%. Forbes разбирался, почему провалился Калифорнийский эксперимент, что не так с успехом запрета пакетов в Кении и Марокко, а также каким путем может пойти Россия

Скорость использования пакетов в мире составляет 160 000 в секунду или 5 трлн пластиковых сумок в год. Среднее время «рабочей жизни» одноразовой пластиковой сумки — 12 минут. Несмотря на то, что технологии позволяют переработать пластик, это получается сделать только с 1% сумок, остальные загрязняют окружающую среду. В 2002 году страны взяли курс на мир без пакетов и стали вводить запреты: первым это сделало правительство Бангладеш в 2002 году.

Спустя 12 лет табу на пакеты действует более чем в 80 странах. Но мир по-прежнему тонет в пакетах, а их производство растет: в этом году уже изготовлено 1,2 млрд пакетов.

«Страны и города ввели запреты, но обратите внимание, как мало информации об успешности этих действий. Боюсь, дело в том, что далеко не везде есть успехи, которыми можно похвастать», — поделилась своим мнением с Forbes руководитель направления по взаимодействию с органами власти ассоциации «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша.   

 

Калифорнийский провал

В феврале 2024 года жители Калифорнии — одного из самых богатых штатов США, где обосновался, в том числе создатель Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) Марк Цукерберг, — оказались разочарованы: их усилия по отказу от пластиковых пакетов не принесли результата.

Согласно исследованию группы по защите прав потребителей CALPIRG, в 2014 году, когда был принят запрет пакетов, в Калифорнии оказывалось на свалке 157 385 тонн пластиковых сумок, а в 2022 году — на 47% больше, 231 072 тонны. В расчете на 1000 жителей штата масса выброшенных пакетов выросла с 4 т до 6 т.

 
Фото Sadiq Ahmad·Unsplash

Директор экологической организации «Калифорнийцы против отходов» Майкл Мюррей признался в статье The Los Angeles Times, что закон был компромиссным. Законодатели стали жертвами лоббистов производителей пластмасс. Бизнес предложил якобы многоразовые пластиковые пакеты. Они были толще существовавших, на 20% состояли из переработанного пластика и также подлежали переработке. Кроме того, пакеты стоили 10 центов, что должно было мотивировать покупателей использовать их повторно. Для законодателей это было легкое решение, не возражали даже владельцы магазинов: клиенты могли пользоваться прежней удобной упаковкой товаров.

Однако оказалось, что покупатели не воспринимали толстые пакеты как многоразовые и предпочитали выбрасывать их, а не продолжать использовать. На переработку в штате отправлялось не более 8,7% пластика.

Между тем на противодействие принятию запрета и лоббирование своих интересов производители пластика потратили $6 млн, пишет Reuters со ссылкой на данные лоббистов. Усилиями пластиковых королей на пакетах появился значок «перерабатываемый», который позволил розничным сетям предлагать клиентам пакеты на кассе. По мнению группы экоактивистов, эта надпись вводит покупателей в заблуждение: в реальности пакеты не перерабатываются. 

 

Однако координатор токсической программы проекта «Земля касается каждого» Алексей Киселев уточнил Forbes, что сразу после принятия закон принес положительные результаты. На всех пакетах в Калифорнии была надпись о том, что его можно использовать более 125 раз. Кроме того, если клиент не брал на кассе пакет, то получал скидку в 10 центов. «Первоначально это работало эффективно. Все радовались, особенно те, кто эксплуатирует сортировки, так как на движущиеся части стало наматываться меньше пакетов. А потом пришел COVID-19 и коллективная паника. Думаю, что именно он откатил все назад», — полагает Киселев.  

Кения и Марокко — победители пакетов

По словам эксперта, мораторий на пластиковые пакеты сработал в Кении. В 2017 году правительство ввело строгий запрет на пакеты. Он был продиктован не мусором на улицах или ценностями экологии: пакетов было так много, что они блокировали реки и дренажные системы, приводя к затоплениям. Мало того, пластиковые сумки были обнаружены в желудках более половины крупного рогатого скота.

«В Кении нет одноразовых пакетов, только оборотные. Можно приносить в магазин свои мешки, а можно купить многоразовую сумку. Клиент платит один раз, и сумку будут менять пожизненно и бесплатно, но при одном условии: нужно пришедшую в негодность многоразовую сумку вернуть в магазин», — пояснил Киселев.

Таким образом, решается проблема утилизации — магазины стали центрами сбора пластиковых отходов и сами доставляют их в пункты переработки. Мотивирует выполнять закон строгое наказание. Импорт и продажа пластиковых сумок карается тюремным заключением сроком до четырех лет или штрафом в размере $40 000.

К сожалению, избавившись от пластиковых пакетов, Кения не решила своих проблем с другими видами пластика: теперь водоемы и канализации загрязняют пластиковые бутылки и одноразовая упаковка. Правительство намерено обязать компании, работающие на Кенийском рынке, участвовать в программах по переработке и утилизации отходов. 

 

Также в качестве успешных кейсов приводится опыт Марокко. В 2016 году правительство Марокко приняло закон о запрете на использование, продажу и выпуск пластиковых пакетов и запустило проект «Zero Mika» (mika означает «пластик» на арабском). 

Фото Zero Mika

После принятия закона в СМИ проходила агитация против использования пакетов с упором на вред здоровью и окружающей среде. Известные артисты, лидеры мнений и общественные деятели призывали отказаться от одноразовых сумок. Контролировали выполнение закона на уровне предприятий Министерство промышленности, для торговли — МВД, в отношении импорта — таможенное управление. С момента вступления закона в силу было конфисковано более 450 тонн пакетов и около сотни станков для их производства. Штрафы за нарушение закона за изготовление пластиковых пакетов доходили до €224 000, за хранение и намерение продать — от €2200 до €110 000. Марокканцам удалось ликвидировать производство пакетов в стране. Ландшафт страны изменился: пакеты исчезли с деревьев, обочин дороги и полей. 

Тем не менее нарушения закона в Марокко есть до сих пор. В некоторых регионах Марокко пластиковые пакеты все еще используются, особенно в мелких магазинах и на рынках. Однако страна ушла из списка стран-лидеров по использованию пакетов.

Когда запреты работают

По мнению Киселева, без запрета на использование пластика не обойдется ни одно государство. «За много лет общество демонстрирует, что любые добровольные соглашения не работают», — говорит эксперт. 

 

Гаркуша напоминает, что в России очень немного людей готовы отказаться от пакетов. «Их удобно использовать, поэтому от большинства ждать добровольного отказа не приходится. Чтобы добиться сокращения отходов, необходимо предпринимать многоуровневые меры: с одной стороны — предлагать альтернативы одноразовому, с другой — переводить неперерабатываемые отходы в перерабатываемые, развивать раздельный сбор и переработку» , — говорит эксперт.

Она уточняет, что для разных людей работают разные мотивы для отказа от пакетов: спасение планеты, боязнь за жизнь птиц и млекопитающих, у которых желудки набиты пластиком, кому-то подходят многоразовые сумки или оборотные авоськи. 

«Допустим, можно выдавать авоськи в магазине под залог. Можно взять несколько авосек, а потом вернуть их в магазин и забрать залог. Можно также использовать поощрение за свою авоську — скидку», — пояснила Гаркуша. 

Пусть и на различных основаниях, но общество должно поддерживать любой запрет, иначе его будут пытаться нарушить. «Пока бизнес не понимает значимости и необходимости изменений, он будет фокусироваться на обходе запретов, а не поиске вариантов для снижения нагрузки на окружающую среду», — высказала мнение Forbes руководитель отдела по связям с общественностью и экопросвещению «Экологического союза» Ксения Илларионова.

 

Она отмечает, что бизнес может отказаться от пакетов, если намерен получить сертификат по жизненному циклу, который, в том числе обязывает сократить отходы на всех этапах работы, например, магазинов. В России пока единственный отечественный стандарт — «Листок жизни». Он требует от продавцов убрать бесплатные одноразовые пакеты на кассе и сократить до минимума применение фасовочных пакетов, запрещено использование биоразлагаемых пакетов. Они не решают проблему загрязнения, так как для их деградации необходимы специальные компостные установки, которых в России нет. Покупатель должен иметь возможность приобрести многоразовые сумки и контейнеры. Пока в России только один магазин получил подобный сертификат — супермаркет «Магнит», расположенный на федеральной территории «Сириус» Краснодарского края, рассказала Илларионова.

«Обычно компании сначала изучают стандарт, внедряют, а потом уже приходят к сертификатору, чтобы он подтвердил соответствие. Очень вероятно, что сейчас какие-то ретейлеры, стиснув зубы, внедряют критерии, а мы об этом даже не знаем. Стандарт «Листок жизни» лежит в открытом доступе, на него могут ориентироваться все желающие» , — поясняет эксперт.

Основную ставку в России при решении проблемы пластика делают на закон о Расширенной ответственности производителя (РОП). Он обязывает бизнес утилизировать товары или оплачивать экологический сбор в пользу государства. Однако внедрение этой практики сталкивается с мощным лобби производителей пластика. Законодательно РОП начало действовать в 2015 году, но, как и в Калифорнии, за десять лет применения закона пластика в России меньше не стало. В 2023 году под давлением правительства были приняты поправки к закону о РОП. Чиновники рассчитывают, что теперь бизнес начнет сокращать хотя бы объемы пластиковой упаковки. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+