К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рост цен и хаос: как новые стандарты для экологичной косметики повлияют на рынок

Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Роскачество анонсировало создание национального стандарта для экологичной косметики. Но эксперты отрасли обеспокоены: ГОСТ для мизерного российского рынка выпускать преждевременно, это только усилит неразбериху на рынке и приведет к росту цен на косметику

1 марта 2024 года Роскачество заявило: до конца года будет принят национальный стандарт на «зеленую» косметику и парфюмерию — ГОСТ Р «Парфюмерно-косметическая продукция. Общие критерии подтверждения обоснованности экологических заявлений». Стандарт должен установить единый подход к такой косметике и взаимопонимание между производителем и потребителем, позволит продвинуть экологичные косметические средства на российском рынке, пояснили Forbes в пресс-службе ведомства. Бизнес и эксперты поддерживают это намерение, но полагают, что в нынешнем виде проект стандарта не позволит достичь желаемого. К тому же в России уже работают три независимые системы оценки экологичности косметики: запрос рынка они удовлетворяют.

Сколько в России производителей экокосметики

По оценке Роскачества, объем натуральной и органической парфюмерно-косметической продукции в 2018 году в стране составлял 5,8 млрд рублей, в 2020 году — уже 9 млрд рублей, а в 2023 году — 14,3 млрд рублей. Причем 98% продукции производят около 182 отечественных производителей. 

Между тем система добровольной сертификации для натуральной, органической косметики и косметических ингредиентов OneProof приводит гораздо более скромные цифры (имеются в распоряжении Forbes): в 2022 году к сертифицированной органической косметике можно было отнести не более 600 млн рублей от объема рынка в денежном выражении.

 

«Роскачество не приводит списка компаний, которые ведомство относит к производителям натуральной косметики. Также неясен источник данных об объемах рынка», — сказала Forbes директор Союза производителей органической, натуральной и экокосметики ONE (объединяет 12 компаний — производителей косметических средств) Татьяна Лебедева. ONE неоднократно пытался провести исследование доли рынка натуральной и органической косметики, но пока ведущие маркетинговые агентства отказываются от этой затеи, так как отнести компании в натуральный либо органический сегмент крайне сложно. Это требует анализа составов продуктов внутри торговых марок — слишком кропотливая работа.

Директор «Экологического союза», руководитель центрального органа системы «Листок жизни» Юлия Грачева в беседе с Forbes предположила, что в оценку Роскачества вошли также производители косметики — обладатели любых экологических сертификатов и собственных отметок об экологичности. По ее словам, заявления в отношении экологичности товара должны подтверждаться открытой и прозрачной системой сертификации. Сейчас на упаковке встречаются необоснованные утверждения — это часть маркетинговой компании и не имеет отношения к оценке процесса производства и свойствам продукции.

 

Иностранное происхождение российского стандарта

За основу разработчики законопроекта взяли международный стандарт Cosmos. Он был создан в 2010 году пятью ведущими европейскими организациями — экспертами в области сертификации органической продукции: BDIH (Германия), Cosmebio и Ecocert (Франция), ICEA (Италия), Soil Association (Великобритания). COSMOS предполагает использование органических компонентов, бережное отношение к ресурсам и применение экологических принципов при производстве. При создании косметики по этому стандарту нельзя использовать нефтепродукты и ГМО, а также проводить тестирование новых компонентов на животных, упаковка товара должна быть перерабатываемой.  

По состоянию на начало 2022 года сертификат COSMOS был самым популярным у российских производителей косметических средств. Его получили Natura Siberica, Organic Shop, Levrana, Mi&ko, Siberina, Ecolatier, Planeta Organica, а бренды «Краснополянская косметика» и We are the Planet вступили в процесс сертификации. После начала «спецоперации»* некоторые российские производители больше не могут продлять и получать этот сертификат. От сотрудничества с российскими компаниями отказался европейский сертификатор Ecocert, который изначально выдавал документ. Однако турецкие и немецкие сертификаторы продолжают работать в России: COSMOS сейчас есть у трех российских брендов —  Natura Siberica, Mi&ko и Amoveo SPA.

Возможно, поэтому чиновники взяли за основу для создания российского аналога именно COSMOS, но профессионалы отрасли полагают, что выбор был сделан опрометчиво. Бизнес-объединение ONE в 2023 году само разработало стандарт OneProof, чтобы компенсировать уход зарубежных сертификаторов. «Появилось большое количество брендов, заявляющих, что они натуральные, при этом использующих ингредиенты в составах, запрещенные в натуральной косметике», — рассказала Forbes сооснователь бренда «Краснополянская косметика» Кристина Судеревская. 

 

В России на данный момент существуют три подхода к определению «зеленой» косметики, которые представлены тремя профессиональными стандартами. Стандарт «Листок жизни» предполагает соблюдение экологических требований на всем жизненном цикле, стандарт OneProof близок к адаптированному для российского рынка стандарту органической и натуральной косметики. Получение сертификата соответствия обоим стандартам требует прохождения сертификации в аккредитованном органе и ее ежегодного подтверждения аудиторами сертификатора. На рынке также работает система экспертной оценки натуральных ингредиентов и натуральной и органической косметики BioRus, созданная Национальным обществом косметических химиков. BioRus не претендует на прохождение сертификации и предполагает экспертную оценку продукции согласно стандарту. 

«Все включено» по-русски

По мнению Грачевой, в первой редакции ГОСТа  смешаны понятия различных типов сертификации: «органической», «натуральной» и «экологической».

«Проблема этого ГОСТа в том, что он заявлен как экологический, а внутри требования к натуральной и органической косметике», — говорит Грачева. Натуральная косметика предполагает натуральные ингредиенты, органическая — это разновидность натуральной косметики, но с ингредиентами, полученными по правилам «органического производства», поясняет эксперт. Экологичная косметика стоит особняком и не имеет отношения к естественному или искусственному происхождению компонентов косметического средства. Экологический стандарт для косметики, например «Листок жизни»,  говорит о безопасности состава для человека и природы независимо от происхождения компонентов и о внедрении экологических решений при производстве и упаковке продукции.

«Например, в натуральной косметике приветствуется применение эфирных масел, хотя они обладают аллергенным эффектом и токсичны для водных организмов. В экологичной косметике есть ограничение на использование эфирных масел», — поясняет Грачева. Кроме того, экологичная косметика позволяет использовать ингредиенты, полученные с помощью нефтехимии, если они не токсичны и разлагаются в водной среде. Органическая косметика такого не допускает. 

Компания «Экологический союз», где работает эксперт, продвигает в России экомаркировку «Листок жизни», которая предполагает контроль экологичности всего жизненного цикла товара от получения ингредиентов до утилизации. По мнению Грачевой, принятие стандарта в представленном варианте приведет к тому, что неясно, кто и как будет проводить по нему сертификацию. Соответствует стандарту только очень маленькая доля рынка органической косметики, при этом большая часть требований по сохранению окружающей среды выпадает. 

 

Лебедева отмечает, что сравнивать органическую сертификацию и сертификацию по жизненному циклу некорректно. «Это разные подходы, у каждого свой фокус. Натуральная и органическая значительно более популярны в мире, чем косметика, сертифицированная по жизненному циклу», — говорит эксперт.

Грачева отмечает, что в представленном проекте ГОСТа очень слабые требования к экологичности производства и упаковки, в сертификации по жизненному циклу их существенно больше. Лебедева же указывает на другие несоответствия в документе. Он приводит определение натуральности, заимствованное из стандарта COSMOS, то есть декларирует минимальный процент натуральности на уровне 95% компонентов, одновременно присутствует отсылка к ИСО 16128, в котором натуральным признается продукт/ингредиент с долей натуральности на уровне 50%.

Несвоевременный ГОСТ?

По мнению Лебедевой, существующих возможностей заявить степени своей «зелености» у производителей косметики в России достаточно. Создатель марки натуральной косметики Levrana Леонид Леврана полагает, что введение национального стандарта в настоящее время создаст только лишнюю нагрузку на бизнес. 

В мировой практике стандарты создает бизнес, который уже придерживается экологических практик и собирается продвигать эту идею в отрасли. «К примеру, французские производители органической косметики 22 года назад объединились и создали первый стандарт органической косметики», — поясняет Лебедева. Когда такой стандарт подкреплен опытом бизнеса и уже выпускаемыми средствами, он двигает косметическую отрасль и развитие «зеленой химии» как отрасли. По оценке Лебедевой, в России сейчас такие условия не сложились.

 

Рынок натуральной и органической косметики в РФ составляет меньше 1% от всего рынка косметической продукции, приводит данные Леврана. «Принятие ГОСТа повлечет введение обязательной сертификации. Кто ее будет производить? Насколько компетентно это будет происходить? На сегодняшний день в РФ нет ни одного специалиста по сертификации в области натуральной и органической косметики. Я говорю про квалифицированный аудит. Мировая практика показывает: данным вопросом занимаются, как правило, союзы производителей или специалисты — выходцы из отрасли», — добавляет он.

Кроме того, в текущей редакции ГОСТ признает органической косметику из российских органических ингредиентов, а таких в стране нет, отмечает Лебедева. Отсутствие органических компонентов в России подтверждает и совладелица бренда «Краснополянская косметика». «Если этот стандарт введут, то мы не сможем по нему сертифицироваться, только потому что начинать придется с сертификации производителей сырья», — говорит Судеревская.

Между тем в пресс-службе Роскачества Forbes уточнили, что одна из целей разработки стандарта — стимулирование развития отрасли производства органических ингредиентов, используемых в косметике. Стандарт устанавливает требования по содержанию органических ингредиентов и учитывает текущий уровень развития отрасли. Согласно разъяснению пресс-службы, подтверждение соответствия будет осуществляться в форме добровольной сертификации в аккредитованных органах по сертификации. Стандарт не устанавливает завышенных требований, наоборот, он может быть использован в качестве инструмента для продвижения продукции в том случае, если она соответствует заявленному в части содержания органических и натуральных ингредиентов.

В то же время руководитель направления по устойчивому развитию компании GRASS Андрей Скрыпник сказал Forbes, что ГОСТ сыграет на руку развитию рынка. Производители, которые сейчас не задумываются об экологичности и как минимум упаковке, которую можно переработать, смогут ориентироваться на государственный стандарт. Легче будет требовать от поставщиков придерживаться экологических норм — можно указать на ГОСТ, добавляет Скрыпник.

 

«Наше производство находится в Волгоградской области — одном из аутсайдеров в теме переработке отходов. В Москву приезжаешь: тут двухпоточная система, переработка, а там горы мусора. В том числе поэтому нам важно продвигать экологические стандарты», — отметил Скрыпник.

GRASS выбрал сертификацию по «Листку жизни», по жизненному циклу товара. Для выполнения требований стандарта компании пришлось перестроить процесс производства, а также добиться поставок ингредиентов, которые одобряет стандарт. Сейчас доля сертифицированной стандартом продукции составляет 13%. По словам Скрыпника, аналитики компании фиксируют запрос у потребителя на средства с гарантией экологичности, но верхние строчки продаж в массовом сегменте косметических средств занимают самые простые и дешевые составы. 

Руководитель проекта BioRus Ксения Юшкова в комментарии Forbes предлагает рассматривать ГОСТ как список требований к маркировке, а не к продукту. «В косметической отрасли уже есть несколько стандартов и для натуральной, и для органической и экологичной косметики, которые прекрасно работают», — добавила она.

Как сертификация влияет на цену косметики

Леврана полагает, что принятие стандарта, а вслед за ним введение государственной сертификации приведет к удорожанию косметики. Бизнесмен считает, что достаточно государственной маркировки «Честный знак», которая будет введена в этом году. 

 

Пока Роскачество не обозначало порядок сертификации по предполагаемому ГОСТу. Между тем источник, знакомый с ситуацией, пояснил Forbes, что система сертификации и уровень компетенции Роскачества малопрозрачны, и стоимость услуг на прохождение органической сертификации продуктов питания разнится от бесплатной до нескольких сот тысяч евро для иностранных производителей органических продуктов. 

Но обязать бизнес следовать стандарту Роскачество пока не может. Такая норма должна быть прописана в законе, а этого нет, добавляет Лебедева. Представители «Листка жизни» и OneProof отметили, что стоимость сертификации продуктов начинается от 80 000–200 000 рублей. Представитель BioRus Ксения Юшкова отмечает, что, как показывает практика, в конечном варианте стандарта требования могут очень измениться. 

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+