Натуральная замена: зачем производители экокосметики в России создали свою маркировку
После начала «спецоперации»* на Украине российские производители органической и натуральной косметики столкнулись с проблемами. Многие из тех, кто имеет международные сертификаты COSMOS Organic и COSMOS Natural, не могут их продлить. Компания Ecocert, которая после аудита предоставляла экомаркировки COSMOS, приостановила деятельность в России.
Что такое COSMOS
Стандарт COSMOS создан пятью ведущими европейскими организациями — экспертами в области сертификации органической продукции: BDIH (Германия), Cosmebio и Ecocert (Франция), ICEA (Италия), Soil Association (Великобритания). В 2008 году был опубликован стандарт COSMOS, который вступил в силу в январе 2010 года.
Этот стандарт распространяется на косметические продукты, которые продаются как органические или натуральные. Основные принципы: преимущественное использование компонентов из органического сельского хозяйства, ответственное использование природных ресурсов и бережное отношение к окружающей среде, обработка сырья и производство должны быть экологически чистыми и безопасными для здоровья человека и окружающей среды и т. д. Стандарт не допускает использования продуктов нефтехимии и ГМО, тестирование продукции и ингредиентов на животных и т. д. Есть определенные требования к упаковке и самому производству.
По словам исполнительного директора Союза производителей органической, натуральной и экокосметики ONE Татьяны Лебедевой, по состоянию на начало 2022 года у семи российских компаний были действительные сертификаты COSMOS, выданные Ecocert: Natura Siberica, Organic Shop, Levrana, mi&ko, Siberina, Ecolatier, Planeta Organica. Бренды «Краснополянская косметика» и We are the Planet вступили в процесс сертификации, но не закончили ее.
«Еще около сотни компаний на рынке используют ингредиенты, одобренные COSMOS, ставят на упаковку этот знак, но по факту сертификата не имеют», — продолжает эксперт. Она признает, что в России в юридической плоскости компаниям ничего за это не грозит, так как нет судебных прецедентов. Однако и здесь были блогерские расследования, после которых некоторым брендам приходилось оправдываться, перестраиваться, менять подход и составы.
Но в Европе, продолжает Лебедева, за этим следят. В Германии Nivea вышла с продуктом Pure&Natural, который не соответствовал требованиям стандартов для натуральной косметики. Потребители подали в суд, который в итоге признал, что компания вводит потребителя в заблуждение, и постановил запретить продукту так называться. В итоге продукт был переименован во что-то абсолютно нейтральное на всех рынках, включая российский, заключает эксперт.
Что случилось
«В марте те компании, которые находились в процессе получения сертификации COSMOS, получили от организации сообщение, что процедура заморожена. А в мае уже почти всем российским брендам, имеющим сертификаты или находящимся в процессе их получения, Ecocert в письме сообщила, что не сможет возобновить аудит», — рассказала Лебедева.
Информацию подтвердил представитель бренда натуральной косметики We are the Planet. «Наша компания начала сотрудничество с Ecocert в ноябре 2021 года. В феврале представителем компании был проведен аудит нашего бренда. Но в мае нам сообщили, что возобновления процедуры не будет», — делится представитель бренда.
С отказом продолжить работу над начатой сертификацией столкнулся и производитель бренда «Краснополянская косметика», что подтвердил основатель компании Дмитрий Серов. «В январе 2022 года мы прошли аудит производства, заплатили за это порядка €2000. Инспектора все тщательно проверили, смотрели отчеты по сырью, упаковке. Должны были вынести решение в феврале. В мае нам позвонили из Ecocert и сказали, что с российскими компаниями они работать не могут и прав на использование знака COSMOS нам не дали», — сетует он.
В компании «Леврана» (бренд Levrana), которая проходила сертификацию в Ecocert на протяжении нескольких лет (сертификат и аудит необходимо подтверждать каждый год), сообщили Forbes, что в мае 2022 года получили официальное письмо за подписью генерального менеджера Ecocert Greenline Эмилии Шераль, извещающее, что с 31 декабря 2022 года Ecocert останавливает сертификацию в России по причинам сложностей со страхованием и банковскими платежами.
Forbes ознакомился с копией письма. Там указано, что «в связи со [«спецоперацией» на Украине] и текущим геополитическим контекстом Ecocert не сможет предоставить свои услуги и, в частности, возобновить аудит на месте в 2022 году из-за страховых и банковских проблем. Компания глубоко сожалеет о сложившейся ситуации». Forbes направил запрос в Ecocert
Правда, крупнейшему игроку рынка компании Natura Siberica сотрудничество с COSMOS сохранить удалось. «Сертификация нашей продукции будет по-прежнему проходить по высочайшим стандартам европейского сертифицирующего органа COSMOS, уполномоченного присваивать международный знак качества натуральной и органической косметики, — сообщила Forbes директор департамента исследований и разработок Natura Siberica Екатерина Брем. — Мы давно сотрудничаем с этим институтом и уверены в качестве контроля и квалификации аудиторов, поэтому наши покупатели продолжат пользоваться своими любимыми продуктами и смогут быть уверенными, что никаких рецептурных изменений не произошло». Cертификация будет проходить через IONC GmbH, контролирующий орган немецкой федеральной ассоциации BDIH, уполномоченный присваивать косметическим продуктам маркировку Cosmos Natural и Сosmos Organic.
Органический союз
После объявления Ecocert об отказе выдавать сертификаты российским производителям, последние решили регулировать себя сами. «Отраслевое объединение One мы зарегистрировали в мае», — рассказывает Лебедева.
Сегодня союз объединяет пять производителей натуральной косметики — Levrana, «Краснополянская косметика», SmoRodina, We are the Planet и Oz Organic Zone. За золотой стандарт были взяты все основные принципы COSMOS, уверяют организаторы. Однако, по словам Лебедевой, у российской сертификации OneProof два отличия. Первое касается использования в производстве продукции пальмового масла — по стандартам COSMOS, такое сырье может быть взято исключительно из «устойчивых» источников. «Из-за нарушения логистических цепочек мы не можем проследить, из каких источников в Россию поступает пальмовое масло, так что это ограничение мы сняли», — говорит Лебедева. Второе отличие касается органической косметики. «У COSMOS четкий список обязательных органических ингредиентов и их процентное содержание в продукте. У нас такого списка нет», — продолжает она.
Участие в союзе может принести пользу, надеются изготовители косметики. «Мы общаемся со всеми российскими производителями и планируем выступать единым фронтом, — говорит Дмитрий Серов. — Речь идет о совместных закупках, например, сырья или упаковки, которую часто нужно заказывать миллионными тиражами. Мы расширим доступ к продажами (а это проблема для стартапов), совместно будем участвовать в выставках, особенно за рубежом».
По словам Лебедевой, потребитель только выиграет, если рынок натуральной косметики в России обретет четкие правила и станет цивилизованнее. «Мы хотим бороться с таким явлением, как гринвошинг (маркетинговыми уловками), — говорит она. — На каждом втором креме или шампуне вы увидите зеленый листочек и надпись вроде «сила природы» или «органическое масло миндаля», «растительная косметика» и т. п. Прибегать к гринвошингу гораздо проще и дешевле, чем сделать эффективный натуральный косметический продукт».
«Союз производителей натуральной и органической косметики несомненно необходим, — говорит Екатерина Брем из Natura Siberica. — Он будет особенно полезен небольшим компаниям в текущих условиях санкций. Однако мы сохраняем нашу традиционную приверженность европейскому стандарту COSMOS, который гарантирует самый высокий уровень качества продукции».
Натуральный рынок
Мировой рынок натуральной косметики за прошлый, 2021 год вырос на 5,4% и составил $12,5 млрд (данные Ecovia Intelligence). Он занимает порядка 5% глобального косметического рынка ($254 млрд).
В России, по оценке Лебедевой, оборот сегмента натуральной косметики в прошлом году составил по меньшей мере 12,7 млрд рублей, или $174 млн. Весь российский косметический рынок она оценивает в 712 млрд рублей. «Учитывая общий объем косметического рынка России (включая парфюмерию, nail care, skin care, декоративную косметику), можно сказать, что рынок натуральной косметики в России в 2021-м приблизился к доле 2% от всего рынка косметики. И составляет не менее 3% от рынка продуктов по уходу за кожей», — говорит она.
По словам Лебедевой, доля натурального сегмента несколько лет показывает более стремительный рост, чем косметический рынок в целом. Только страны ЕС в 2021 году потребили натуральной косметики на $5,03 млрд. В авангарде — Германия, где сегмент натуральной косметики составляет 13%. «Ориентация на устойчивое развитие, растущая экологическая осознанность потребителей по всему миру порождает стремительно растущий запрос на экологически предпочтительные средства гигиены и ухода за собой. Идеальным ответом на запрос осознанного потребителя становится натуральная и органическая косметика. Сертификация (экомаркировка) позволяет покупателю сделать свой экологичный выбор легко и просто», — рассуждает эксперт.
Производители натуральной косметики в последние годы оказываются в поле интересов крупнейших косметических корпораций. В августе 2018-го L'Oreal купил Logocos Naturkosmetik — одного из крупнейших производителей натуральной косметики в Германии (компания входит в топ-5 наряду с Weleda, Lavera и Dr. Hauschka). L’Oreal приобрел не только бренды компании (Logona, Sante, NeoBio), но и важное ноу-хау — Logocos славился своими передовыми разработками натуральных средств ухода за волосами, а также натуральной краски для волос.
В декабре 2017-го концерн Unilever объявил о покупке Schmidt’s Natural (компании, специализирующейся на натуральных дезодорантах). В 2010 году ее основала Джейми Шмидт, которая, будучи беременной, озадачилась поиском натурального дезодоранта и начала делать его на собственной кухне в Портланде, штат Огайо.
Schmidt’s стали выпускать дезодоранты на основе соды, которые не только уменьшают запах, но и сокращают потоотделение. Ноу-хау небольшой компании из Орегона понадобилось международной Unilever, которая на протяжении десятков лет владела брендами Sure (дезодоранты) и Dove (уход за собой, включая дезодоранты).
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.