Растущие бюджетные дефициты большинства стран ОПЕК срочно требуют более высоких цен на нефть и подталкивают к сокращению добычи. Рост объемов производства нефти странами ОПЕК вполне вписывается в ближневосточную логику: нужно увеличить добычу и заполнить хранилища сейчас, после придется соблюдать квоты, а накопившиеся излишки можно будет продать дороже.
Даже экзистенциальные противоречия между Саудовской Аравией и Ираном уже не кажутся препятствием для достижения соглашения. Неожиданной проблемой стала позиция Ирака, занимающего на данный момент второе место в ОПЕК по объемам добываемой нефти. Багдад вдруг отказался присоединяться к соглашению и потребовал для себя особых условий в связи возросшими затратами на проведение боевых действий против ИГИЛ (запрещенного в России).
Но за 10 дней до саммита ОПЕК в Вене министр нефти Ирака Джаббар аль-Лаиби наконец выразил поддержку соглашению. К тому же война с террористами на территории Ирака уже негативно сказывается на нефтегазовой сфере, о чем свидетельствуют недавно опубликованные данные "Лукойла", сократившего почти в 3 раза производство нефти на иракских месторождениях, оператором которых он является.
О том, что Россия может заморозить рост объемов добычи нефти, в случае если ОПЕК все же начнет исполнять соглашение по квотам, заявлял в начале ноября российский министр энергетики Александр Новак. Президент России Владимир Путин на саммите в АТЭС подтвердил готовность заморозить добычу нефти на нынешнем уровне.
Если ОПЕК договорится 30 ноября, а сокращение добычи начнется, как и запланировано с 1 декабря 2016, то фондам придется очень быстро закрывать свои огромные спекулятивные позиции на продажу нефтяных фьючерсов, откупая «бумажную» нефть на бирже, что способно резко поднять ее стоимость. Поскольку повышение ставок ФРС уже заложено в цены активов, взлету котировок нефти выше уровня $50 уже мало что может помешать. Тем более, что странах, не входящих в ОПЕК, пик производства нефти был пройден год назад в ноябре 2015 года, а снижение инвестиций в нефтяную отрасль прогнозируется в 2017 году в сумме $370 млн.
По данным агентства Bloomberg к сентябрю 2016 года добыча нефти в Китае, занимающем 3-е место вне ОПЕК после России и США, упала до самого низкого уровня более чем за шесть лет из-за старения месторождений и растущих издержек китайских нефтяных госкомпаний. Что касается планов США стать экспортерами нефти, то до самообеспечения, а уж тем более до собственного экспорта им пока очень далеко. Штаты потребляют 19 млн баррелей в день, и при этом обеспечивают себя собственной нефтью лишь на 40%, остальные 60% приходится импортировать.
По оценкам Международного энергетического агентства, мировой баланс спроса и предложения физической нефти скорее всего будет достигнут во втором квартале 2017 года и у нас, наконец, появится возможность узнать настоящую стоимость барреля. Но может быть, эта реальная равновесная цена нефти так и останется загадкой для всех, если на финансовых рынках продолжит расти волатильность и усиливаться монетарные факторы влияния.