Не так просто пройти по набережной путь в два километра, если на каждом шагу тебе предлагают продегустировать какое-нибудь соблазнительное вино. Однако чтобы пройти этот путь, начиная с 1998 года в Бордо на ежегодный городской винный праздник съезжаются сотни тысяч туристов.
Набережная Гаронны в Бордо — не окраина и не парковая зона. Это центральная транспортная артерия города, его нерв и его самая большая витрина. И именно здесь 12 лет назад мэр Бордо Ален Жюпе решил провести праздник вина — Fete le Vin. Трудно сказать, чего ему следовало больше бояться: нетрезвых пешеходов в дневные часы, когда движение транспорта по набережной не перекрывалось, или разгневанных автовладельцев, которые должны были искать путь объезда в вечерние часы, когда вся дорога превращалась в пешеходную зону. Однако все прошло хорошо, и праздник имел продолжение. Наверное, Жюпе уже тогда понимал, что для самого известного города с винным названием автомобиль — не средство передвижения, а все-таки роскошь. Со временем Бордо прорезала сеть трамвайных путей, несколько главных улиц стали полностью пешеходными и находятся под охраной ЮНЕСКО. Про Бордо стали говорить как про один из красивейших городов Франции. А июньский праздник вина стал его главным туристическим аттракционом.
Сегодня в нем принимают участие сотни винодельческих хозяйств: шато, негоциантов и кооперативов, которые в течение четырех дней представляют свое вино на суд потребителей. Мобилизуйте полторы тысячи человек на организацию процесса, пригласите в качестве свидетелей 250 журналистов, столько же артистов, попросите создать анимацию — и вакханалия состоялась.
По набережной Бордо в эти дни можно просто гулять, можно покупать аксессуары, сувениры и безделушки, можно очень вкусно перекусывать и серьезно обедать, можно танцевать, играть на музыкальных инструментах и петь, вечерами можно смотреть на лазерное шоу и фейерверки. И, конечно, можно все дегустировать. «Дегустационный пропуск» с 12 отрывными купонами приглашает вас в любой из 10 павильонов, где вина сгруппированы по географическим зонам и маркам. Цена — €15 с одним прилагающимся бокалом и €20 — с двумя.
Согласно официальной статистике фестиваля, полмиллиона его посетителей в 2009 году выпили 52 000 бутылок вина, и на возможное замечание скептиков, что это совсем немного, надо ответить, что приведенные цифры касаются лишь огороженной площади 6 га вдоль набережной, которая формально считалась территорией праздника, а сколько еще было откупорено в переполненных ресторанах, кафе и бистро самого города Бордо и его живописных окрестностей, едва ли кто-нибудь подсчитал.
Однако известно, что при бюджете €2,5 млн экономический эффект от фестиваля оценивается в €20 млн, из которых три четверти доходной части приходится на непосредственных посетителей и гостей, а остальное — на рекламу, спонсорские сборы и деловой туризм.
За эти же четыре дня 2290 человек получили начальное винное образование в бордоской Школе вина, а 600 оплатили дегустационные экскурсии по виноградникам. Из 50 000 счастливых обладателей «дегустационного пропуска» полторы тысячи подвергли себя добровольному испытанию алкотестом, что дало организаторам право с гордостью заявить о росте сознательности среди пьющего населения.
Год назад будущее фестиваля было поставлено под вопрос. Во Франции попытались запретить распитие любых алкогольных напитков во всех публичных местах, включая уличные кафе и террасы. Содержащий данный запрет указ Министерства здравоохранения был опубликован в марте 2009 года и должен был вступить в силу с 1 августа, однако подвергся публичному освистанию и был проигнорирован. Сейчас о нем предпочитают не вспоминать.
Фестиваль 2010 года прошел на ура, и в следующем году его идею собираются экспортировать — для первого раза в канадский Квебек, который считает Бордо своим городом-побратимом. Кстати, у Бордо есть еще один побратим — Санкт-Петербург.
Тот, кто, даже прочитав эти заметки, не понимает, для чего нужны винные фестивали, может обратиться к работе приват-доцента Гельсингфорского университета Карла Фридриха Тиандера, который жил и плодотворно работал примерно сто лет назад. Анализируя историю вакханалий всех времен и народов, ученый пришел к неожиданному выводу, что винные праздники издревле помогали людям ощутить себя социумом, так как заставляли делить друг с другом радость и боль.