К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

18 важных вопросов о посмертном донорстве

18 важных вопросов о посмертном донорстве
Все, что вы хотели знать о донорстве органов, но не знали, у кого спросить

Согласно «Закону о трансплантации органов», каждый совершеннолетний житель России, не выразивший перед смертью свое несогласие, рассматривается как потенциальный донор органов. Вместе с тем явление добровольного посмертного донорства органов все еще остается для большинства жителей России чем-то пугающим и малопонятным. Опросы показывают, что изъятие у умершего человека органов для того, чтобы помочь нуждающемуся в них больному, все еще воспринимается крайне негативно. Причины такого отношения самые разные, в том числе — простая нехватка информации по данному вопросу.

Forbes узнал, какие вопросы возникают у людей относительно трансплантологии и донорства органов, и задал их профессору Сергею Владимировичу Готье, члену-корреспонденту РАМН, директору Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов им. академика В. И. Шумакова и главному специалисту-трансплантологу Минздравсоцразвития России.

Материал проиллюстрирован известными рекламными плакатами, призывающими людей становиться добровольными посмертными донорами.

1. Какие из моих органов могут пригодиться людям для трансплантации?

1. Какие из моих органов могут пригодиться людям для трансплантации?

В зависимости от состояния здоровья органов это, прежде всего, почки, сердце, легкие, печень, поджелудочная железа и кишечник. Вот основные, так называемые солидные органы, которые пересаживают людям. А еще есть ткани, которые забираются на этапе морга: роговица, различные костные фрагменты, которые после соответствующей обработки могут служить пластическим материалом. Также для трансплантации могут использоваться фрагменты сосудов, которые консервируются и хранятся для возможных сосудистых реконструкций.

Рекламная кампания «Ты можешь стать героем и после смерти», агентство CLM/BBDO, Франция

2. Какие болезни помешают мне стать посмертным донором?

2. Какие болезни помешают мне стать посмертным донором?

У смерти всегда есть причина: если болезнь заключается в поражении головного мозга, но все остальные органы здоровы, мы, естественно, можем использовать их для трансплантации. Если же человек, например, умирает от инфаркта, то его сердце уже никак не подойдет в качестве органа, который можно пересадить. А вот почки можно использовать во многих случаях. Естественно, мы не можем использовать органы умерших от онкологии, или больных туберкулезом и гепатитом.

Рекламная кампания «Спасибо», агентство Leo Burnett, Франция

3. Должен ли я регулярно проходить какие-то обследования или процедуры, если решил стать донором?

3. Должен ли я регулярно проходить какие-то обследования или процедуры, если решил стать донором?

Посмертное органное донорство, которое существует, культивируется и развивается во всем мире, базируется не только на моральном согласии одного человека послужить всему человечеству после смерти, но и на здоровом образе жизни, который пропагандируется в развитых странах. Кстати, зарубежный опыт, в частности американский и испанский, включает в себя использование органов людей, умерших после семидесяти лет. И эти органы работают! Под здоровым образом жизни мы подразумеваем занятия спортом, отказ от употребления плохих напитков, некачественных продуктов и никотина. Периодически стоит обследоваться, чтобы знать, что у тебя болит, — хотя бы ходить к гинекологу и стоматологу.  И не потому что вы решили стать донором после смерти, а потому что так должны жить цивилизованные люди.

Рекламная кампания «Конец одной линии — это начало другой», агентство Saatchi & Saatchi, Малайзия

4. Сколько у врачей есть времени после смерти человека на то, чтобы использовать его органы?

4. Сколько у врачей есть времени после смерти человека на то, чтобы использовать его органы?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно напомнить порядок констатации смерти. Есть действующая инструкция, согласно которой врач-реаниматолог по ряду признаков может установить диагноз «смерть мозга». Этот диагноз выносится на основании гибели головного мозга при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. То есть все органы на той или иной медикаментозной поддержке работают. После констатации смерти головного мозга — для того чтобы диагноз был абсолютно точен и незыблем — существует период наблюдения: шесть часов. По истечении этого периода, конечно, если умерший расценивается как донор, начинается операции по изъятию органов. Если же умерший по каким-то причинам не расценивается как донор, поскольку у него, например, туберкулез или другие болезни, по причине которых использование его органов невозможно, аппарат искусственной вентиляции легких отключается.

Рекламная кампания «Верни кого-то к жизни», агентство Giovanni FCB, Бразилия

5. Существует ли какой-то срок хранения донорских органов?

5. Существует ли какой-то срок хранения донорских органов?

Каждый донорский орган подвергается консервации. Его кровеносную систему промывают соответствующим раствором и помещают в холодную среду: в лед температурой +4 градуса. Срок сохранения каждого органа индивидуален: для почки это 24 часа,  для печени — 12 часов, для сердца — максимум 6 часов, легких — 6 часов. Кишечник лучше пересаживать быстрее, поскольку этот орган наиболее чувствителен.

Рекламная кампания «Кто-то из этих двоих получит твои органы. Выбирать тебе», агентство Ampla, Бразилия

6. Как зафиксировать свое согласие стать посмертным донором?

6. Как зафиксировать свое согласие стать посмертным донором?

Фиксировать свое согласие на донорство не нужно при наличии соответствующей презумпции, а она у нас в законе прописана. Это не единственный вариант в мировой практике: очень многие страны работают согласно презумпции согласия. Вообще, прижизненная фиксация отношения к посмертному донорству очень сложный вопрос, особенно в России, при ее обширных территориях, многочисленном населении и некотором безобразии в ведении документов. В малых странах, например в Латвии, люди изъявляют свое отношение к посмертному донорству таким образом: по достижении 18 лет, человек приходит в поликлинику, говорит, к примеру, о том, что не согласен быть донором. Это заносится в общую базу данных. Сделать это в огромной России значительно труднее — очень дорого и организационно сложно. К тому же я не представляю себе, как поднять массу народа на выражение своего согласия или несогласия. Во многих странах есть и такая практика: прежде чем начать процедуру забора органов у умершего, врачи должны испросить на это согласие родственников. И только в случае полной невозможности контактов с ними, врачи могут забирать органы по презумпции согласия. В России дела обстоят иначе: работники больницы, где констатирована смерть мозга, не обязаны никого ни о чем спрашивать. Они, конечно, обязаны сообщить родственникам, что пациент умер, но не должны спрашивать их согласие на изъятие органов для трансплантации. Впрочем, если родственники стоят под дверью реанимации, заранее изъявив свое несогласие на изъятие органов (даже если подобного заявления от умершего при жизни не поступало), то, безусловно, изъятие не происходит. То есть врачи никогда не идут на конфликт с родственниками. Поэтому в российской практике очень много случаев, когда очень перспективный в плане органов умерший отпадает именно по этой причине.

Рекламная кампания «Верни кого-то к жизни», агентство DDB Brasil, Бразилия

7. Что нужно сделать для того, чтобы быть уверенным, что после смерти ни в коем случае не станешь донором органов, и должно ли такое решение быть нотариально оформленным?

7. Что нужно сделать для того, чтобы быть уверенным, что после смерти ни в коем случае не станешь донором органов, и должно ли такое решение быть нотариально оформленным?

Каждый человек — и это записано в «Законе о трансплантации органов» — имеет право прижизненно высказать такое пожелание. Согласно действующим законодательным документам, его не нужно оформлять нотариально. Но, к сожалению, наш закон несовершенен, и интерпретировать его можно по-разному: сейчас мы вместе с Министерством здравоохранения работаем над изменением законодательства. Самый ключевой вопрос: как именно фиксировать отказ от донорства?

Рекламная кампания «Если у тебя доброе сердце, оно точно способно помочь», агентство Fischer América Rio Comunicação, Бразилия

8. Если я готов стать донором, могу ли я получить какой-то особый статус? Дает ли мне это какие-то льготы, как донорам крови?

8. Если я готов стать донором, могу ли я получить какой-то особый статус? Дает ли мне это какие-то льготы, как донорам крови?

Не дает, и эта практика общемировая.

Рекламная кампания «Завещай свои органы и подари кому-то возможность жить», агентство JWT Shanghai, Китай

9. Как человек может быть уверен в том, что его органы достанутся тем, кто в них более всего нуждается, а не тем, кто предлагает больше денег?

9. Как человек может быть уверен в том, что его органы достанутся тем, кто в них более всего нуждается, а не тем, кто предлагает больше денег?

Дело в том, что в настоящее время все трансплантационные вмешательства в России выполняются за счет бюджета: либо федерального, либо регионального. И если человек приходит с просьбой пересадить почку и говорит, что «оплатит всю стоимость операции», то на это есть одно возражение: зачем тратить собственные деньги, если можно получить квоту на трансплантацию?! И если в качестве контраргумента прозвучит: «Не хочу ждать квоту, хочу завтра», — то такое «ускорение» не случится. Существует лист ожидания на трансплантацию органов, в котором пациенты стоят  годами, и выполнение трансплантации вне очереди и за деньги — это крупное нарушение со стороны медицинского учреждения, которое не может остаться безнаказанным.

Рекламная кампания «Спасательный круг», агентство Motiva Beaumont Bennett, Испания

10. Можно ли отдать свои органы конкретному человеку?

10. Можно ли отдать свои органы конкретному человеку?

Да. Существует понятие «прижизненного донорства», которое в нашей стране ограничено родственными связями. Согласно нашему закону, прижизненный донор должен быть родственником реципиента — в любом колене, но с доказанным родством. То есть не муж тети, а именно тетя. Подтверждающие родственную связь документы отдаются главному врачу медицинского учреждения, и человек обследуется в качестве потенциального прижизненного донора. Так что, если вы хотите помочь человеку, нуждающемуся в трансплантации печени, вы можете это сделать прижизненно, и это должна быть родственная трансплантация органов.

Рекламная кампания «Утилизируй себя», агентство Panda Communication, Чили

11. Подойдут ли донорские органы любому человеку или на это как-то может повлиять, скажем, группа крови донора?

11. Подойдут ли донорские органы любому человеку или на это как-то может повлиять, скажем, группа крови донора?

Конечно, при распределении органов учитываются различные факторы — группа крови, наличие антигенного профиля. Бывают и нестандартные ситуации. Например, если у родителей с третьей и второй группами крови рождается ребенок с первой группой крови. Эти группы несовместимы, но, согласно общемировой практике, при отсутствии антигрупповых антител у ребенка, эту трансплантацию делать можно, в особенности, если у ребенка и родственного донора идет совпадение по трем из шести антигенов.

Рекламная кампания «Лист ожидания: если бы тебе понадобился орган для пересадки, твое имя было бы здесь», агентство Young & Rubicam Brasil, Бразилия

12. Могут ли органы взрослого человека быть пересажены маленькому ребенку?

12. Могут ли органы взрослого человека быть пересажены маленькому ребенку?

В зависимости от того, насколько мал ребенок: где-то с года, с веса около восьми-десяти килограммов, ребенку можно пересаживать взрослую почку. Мы испытываем большой дефицит органов для маленьких детей — почки младенцев практически не используются в трансплантологии, поскольку они очень плохо переносят консервацию и перфузию. Вообще до определенного момента трансплантация органов детям была на нуле: пересаживались только лишь взрослые почки подросткам от семи лет, когда антропометрические размеры уже позволяли. В 1997-м году мы впервые сделали трансплантацию печени годовалому ребенку, взяв часть печени от его матери. Сейчас мы делаем до шестидесяти трансплантаций младенцам ежегодно: на днях к нам поступит двухмесячный пациент, трехмесячного ребенка мы уже оперировали. Пересадку части взрослой печени мы сейчас можем провести ребенку весом от трех килограммов; что же касается пересадки взрослого сердца и легких детям, то это, увы, невозможно, по причине несоответствия размеров.

Рекламная кампания «Когда ты ложишься в могилу со своими органами, ты забираешь кого-то с собой», агентство Adote, Бразилия

13. Могут ли для трансплантологии использоваться органы умерших несовершеннолетних?

13. Могут ли для трансплантологии использоваться органы умерших несовершеннолетних?

Как известно, в России, в отличие от большинства других стран, пока нет посмертного детского донорства. Мы не имеем права использовать органы умерших от нуля до восемнадцати лет. Закон это не запрещает, но у нас нет инструкции по констатации смерти мозга у детей.

Рекламная кампания «У нас недостаточно доноров. В 2004 году 2048 человек нуждались в трансплантации органов. Только 736 получили их. Хотите стать донором?», агентство Duval Guillaume, Бельгия

14. Имеет ли какое-то значение пол донора?

14. Имеет ли какое-то значение пол донора?

Совершенно никакого.

Рекламная кампания «Здесь не важны раса, вероисповедание, возраст или пол», агентство Ogilvy & Mather, Индия

15. Можно ли завещать свои органы для научных экспериментов?

15. Можно ли завещать свои органы для научных экспериментов?

Да. Когда человек пишет завещание, он может специально указать, что завещает свои органы науке.

Рекламная кампания «Возможно, стать донором органов — это твой единственный шанс оказаться в ней», агентство Duval Guillaume, Бельгия

16. Можно ли завещать свои органы человеку, живущему в другой стране?

16. Можно ли завещать свои органы человеку, живущему в другой стране?

Вы хотите сказать, что ваш, например, родственник стоит в листе ожидания в США и ему везут вашу печень из России? Таких случаев пока не было, поскольку в этом нет никакого практического смысла.

Рекламная кампания «Получи шанс выбраться из ада бесплатно. Просто поставь свою подпись на карточке добровольного донора», агентство BVK/McDonald Inc., США

17. Существует ли какая-то всемирная база данных, куда человек, пожелавший стать донором после смерти, может быть занесен?

17. Существует ли какая-то всемирная база данных, куда человек, пожелавший стать донором после смерти, может быть занесен?

Всемирной базы нет, но есть трансплантационные регистры, куда каждая страна вносит данные по пересадкам. Например, есть регистры европейского и американского обществ трансплантологии, и с некоторых пор мы, как головное учреждение в области трансплантологии, собираем данные со всей России и отправляем их. Раньше же на месте российских данных был прочерк.

Рекламная кампания «Не выбрасывай свое тело», агентство Access, США

18. Может ли человек рассчитывать на выполнение трансплантации, в которой нуждается сам, в особом порядке, если до этого он изъявил согласие стать донором?

18. Может ли человек рассчитывать на выполнение трансплантации, в которой нуждается сам, в особом порядке, если до этого он изъявил согласие стать донором?

Не может. Но это вопрос идеологический. Прежде всего, потому что люди, не допускающие мысли о том, что они могут быть донорами, тоже нуждаются в пересадке органов. В этом случае мы имеем дело с конфликтом интересов: человек не хочет поддержать общество в вопросах донорства, но ему необходим орган из этого же общества. На этом конфликте базируется жесточайший дефицит донорских органов в России: население не готово к принятию персональных решений, многие считают, что если сегодня ты во всеуслышание скажешь о том, что не возражаешь против того, чтобы стать посмертно донором, тебя завтра же разберут на органы. Такого отношения к донорству нет, например, в Испании, но сходная проблема наблюдается в США, где изъятие органов делается с согласия родственников умершего и где самое большое количество посмертных доноров приходится на белое население, родственники умерших афроамериканцев дают согласие крайне редко.

Рекламная кампания «Подари сердце», агентство Giovanni FCB, Бразилия

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+