1. Кино. «Душевная кухня»
Германия, 99 минут, комедия, режиссер Фатих Акин, в ролях — Адам Бусдукос, Мориц Бляйбтрой, Бирол Юнел
с 21 января
В 2000-е молодой немецкий режиссер с турецкими корнями Фатих Акин покорил все три главных кинофестиваля мира. Его фильм «Головой о стену» победил в Берлине. Лента на «Краю света» получила приз за лучший сценарий в Канне. «Душевная кухня» взяла в прошлом году спецприз жюри в Венеции. Акин любит мультикультурные конфликты, особенно часто сталкивая немецкий и турецкий типы мышления. Но если прежние его фильмы были драмами, даже трагедиями, то «Душевная кухня» — оптимистическая комедия в духе Кустурицы, поднимающая настроение всем (или почти всем), кто ее посмотрел. То, что действие опять развивается в среде иммигрантов (главный герой — молодой грек из родного для Акина Гамбурга), дело десятое. Главное, что на героя сваливаются все беды разом: проблемы с девушками, с поясницей, с беспутным братом, получившим увольнительную из тюрьмы, а прежде всего — с его дешевой забегаловкой, которую у него пытаются мошенническим образом отнять. Чтобы спасти дело, он решает превратить забегаловку в моднейший ресторан. Заметим, что название забегаловки Soul Kitchen взято из песни Doors, сам герой косит под Джима Моррисона, а его брата изображает Мориц Бляйбтрой — немецкий актер №1. Будучи стопроцентным немцем, он уже изображал на экране итальянца, турка, даже таджика. Теперь вот стал греком.
Юрий Гладильщиков
2. Театр. «Кто»
22 января, Другой театр
«Другой театр» — это дочернее предприятие «Квартета И». Он ставит себе цели почти утопические, но симпатичные. Например, делать спектакли, которые было бы приятно посмотреть обычным людям вечером после рабочего дня (при этом по пьесам современных драматургов, мол, о насущном) и которые к тому же не были бы противны записным театралам. Качественный театральный масс-маркет, короче говоря. «Кто» поставлен по пьесе современного латиноамериканского драматурга Ариэля Дорфмана, о котором важно знать две вещи. Во-первых, Латинская Америка — фабрика телесериалов, поэтому что-что, а острый сюжет там закрутить умеют («Кто» проглатывается, как хороший кинотриллер, и длится почти столько же: два часа). Во-вторых, Латинская Америка весьма похожа на современную Россию, так что житейские обстоятельства героев пьесы понятны без усилий. Ну а начинается все так: один человек взялся подвезти другого, а наутро очнулся у пассажира в квартире и с пистолетом у виска.
Юлия Яковлева
3. Театр. «39 ступеней»
20–24 января, Театр имени Станиславского
В Америке этот безупречно британский спектакль стяжал славу и титул «самого длинного и самого забавного спектакля выходного дня», и именно бродвейскую постановку перенесли на русскую сцену. Но сначала это был шпионский роман Джона Бакана, который понравился самому Хичкоку. Великий режиссер идеально умял толстую книжку до полуторачасового фильма (причем так, что туда даже поместилась непременная «хичкоковская блондинка», которую автор романа не предусматривал). И уже на основе фильма потом сделали комедийное шоу. Почему полуторачасовой спектакль назвали в Америке «длинным», непонятно. Разве что потому, что для всего лишь четверых актеров, которые на огромной скорости перевоплощаются в тьму персонажей — от шпионов до старушек, это, безусловно, марафонская дистанция. И хотя русским актерам пока недостает артистичной легкости, которая отработана у бродвейских коллег, спектакль все же забавный. Глубоких идей, сложных эмоций или элегантных художественных решений в нем нет, это просто недурная опция на вечер после ужина с пивом, что в театре само по себе редкость.
Юлия Яковлева
4. Театр. «Три мушкетера»
21 января, театр «Около дома Станиславского»
Спектакль не то чтобы детский, во всяком случае, таковым не был задуман. Но все же более всего подходит именно под категорию «вечер с детьми». Заранее проверить, понравится ли этот спектакль вашему ребенку, довольно просто: ему «Трех мушкетеров» читать пора? Роман Дюма весьма ловко адаптирован для сцены драматургом Еленой Греминой. Впрочем, режиссер более сосредоточился не на тексте, а на собственных мыслях о мальчишеской, «мушкетерской» дружбе. Этот спектакль шел в театре с 1994 года, но теперь подвергся вынужденной перезагрузке в новом формате. Основная сцена сгорела, и спектакли переехали на малую. А «короткая дистанция» — с полным обзором мельчайших деталей костюмов и мимики — держит детское внимание почти со стопроцентной гарантией.
Юлия Яковлева
5. Опера. «Богема»
21 января, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Это тот случай, когда цена поездки в Петербург входит в стоимость события, но предложение наивыгоднейшее. Можно сказать, почти даром. Потому что во всех прочих случаях, для того чтобы услышать самое красивое сопрано нашей планеты Анну Нетребко, придется лететь в Нью-Йорк. Полку с записями этой певицы очень просто отыскать в любом европейском супермаркете музыки — вы ее сразу заметите: среди плотно заставленных стеллажей она почти или уже пуста. Anna Netrebko — сегодня самый популярный оперный голос. И уж точно самая красивая певица (что бросается в глаза и вовсе без усилий). Она начинала карьеру в Мариинском театре — девушка с юга России мыла там полы, зарабатывая прибавку к чахлой консерваторской стипендии, благо консерватория стоит через дорогу от театра. Так что на тот момент это была еще и самая красивая уборщица оперного театра во всем мире. А теперь она в статусе примадонны поет ровно о тех давних, почти ушедших в легенду ощущениях: «Богема» — это опера о парижской артистической бедноте и парижских же звездах, только в XIX веке.
Юлия Яковлева
6. Концерт. DJ Mark E
22 января, Denis Simachev Shop & Bar
Танцевальная музыка нулевых может отметиться в истории практикой «эдитов» или «реэдитов». В отличие от ремиксов, эдиты (по сути, редактура) подразумевают лишь незначительную переработку исходных треков. Кое-где ускоряется темп, в другом месте повторяется семпл, вырезаются нудные моменты и т. п. Если проводить аналогии с функцией реального редактора, то авторы эдитов всего лишь расставляют в материале дополнительные восклицательные знаки. Один из мастеров такой изящной пунктуации британец Марк Эветтс выступает в «Симачеве» в пятницу. В начале января у него вышла компиляция его переработок Works 2005-2009: Selected Tracks & Edits. Это коллекция размеренных по скорости треков, в основу которых легли нехитовые песни диско-музыкантов конца 1980-х — Клаудии Барри, Тео Пэрриша, есть переделка композиции джазового экпериментатора Габора Забо. Последним номером здесь идет самая известная вещь Mark E — переработка песни Джанет Джексон R&B Drunkie. В версии Марка она звучит так, будто ее написали 20 лет назад и забыли в каком-то из закрывшихся чикагских диско-клубов. Без эдита на Джанет, надо думать, на сете Эветтса в «Симачеве» не обойдется.
Филипп Миронов
7. Выставка. «Ранняя графика Дмитрия Краснопевцева»
20-29 января, галерея «Кино»
Дмитрий Краснопевцев чуть ли не первый русский художник, удостоенный публикации в американском журнале Life (1958 год). Его работами теперь владеют многие важные мировые собрания, но художник не мечтал выставляться в музеях, он хотел стать частью квартир тех, кому его работы по душе. Светлый уютный интерьер галереи «Кино» вполне подходит Краснопевцеву. Ранняя графика и рисунки 1942-1945 годов — простой карандаш и тушь, картинки на клочках бумаги — развешаны на белых стенах. Рядом миниатюрные офорты, пейзажи, заброшенные кладбища, сценки из реальной жизни. Некоторые работы сопровождаются выдержками из дневника Краснопевцева, буквально повторяющими изображение. Впрочем, это, возможно, уже чуть больше, чем зрителю следовало бы знать.
Александра Рудык