1. Кино. «Книга Илая»
США, 117 минут, фантастический вестерн, режиссеры Альберт и Аллен Хьюзы, в ролях — Дензел Вашингтон, Гэри Олдмен, Мила Кунис, Дженнифер Билз, Том Уэйтс, Майкл Гэмбон
с 14 января
Вот первый фильм 2010-го, который запросто может стать блокбастером, то есть собрать в мире больше 100 млн у. е. Братья Хьюзы — еще одна пара братьев, работающих кинорежиссерами, наряду с Коэнами, Вачовски, Тавиани и др. — некогда сняли мрачнейший триллер про Джека-потрошителя «Из ада». А теперь решили освоить пространство мрачной антиутопии. Антиутопии бывают разных видов. Но основных видов два. Одни рисуют тоталитарное будущее, другие — постапокалиптическое. «Книга Илая» — из этого ряда, она родственница «Безумным Максам», «Терминаторам», «Обителям зла» и т. д. Тут по Америке 2043 года, давно превращенной в безжизненную пустыню, заполненную убийцами-шатунами, бродит воин-мудрец, этакий джедай с лицом Дензела Вашингтона. Он сражается с бандитами-убийцами, но главная его задача — сберечь (в том числе от правящего в бывшей Калифорнии злодея с лицом Гэри Олдмена) находящуюся у него Книгу Книг, ибо только в ней надежда на спасение человечества. Отметим, что Голливуд продолжают покорять уроженки Украины. Вслед за Миллой Йовович и Ольгой Куриленко на ведущие позиции выходит Мила Кунис. Скоро она составит пару Натали Портман в триллере Даррена Аронофски «Черный лебедь».
Юрий Гладильщиков
2. Кино. «Мне бы в небо»
США, 109 минут, комедия, режиссер Джейсон Райтман, в ролях Джордж Клуни, Анна Кендрик, Вера Фармига
c 14 января
Выходят сразу два фильма, которые потенциально могут стать главными фаворитами «оскаровской» гонки. По крайней мере, сейчас, до объявления «оскаровских» номинантов, которое произойдет 2 февраля, они («Мне бы в небо» и «Повелитель бури») конкурируют между собой за главные награды многочисленных ассоциаций американских кинокритиков, включая «Золотой глобус». «Мне бы в небо», кажется, единственный фильм, отразивший нынешний экономический кризис, хотя снят по роману известного в Америке писателя Уолтера Кирна, вышедшему в 2001 году. Джордж Клуни играет специалиста особого профиля — он круглый год в разъездах, точнее, в перелетах: из города в город, из «Хилтона» в «Хилтон» и, главное, с предприятия на предприятие, где он пачками увольняет незнакомых людей, поскольку хозяевам морально легче делать это чужими руками. Спрос на него в год кризиса высок как никогда. Тем более что в отличие от своих коллег он пытается сохранять человечность. Но фильм не о кризисе и не о проблемах тех, кого увольняют. Он о том, зачем мы живем и можно ли в этой жизни быть счастливым. О том, что лучше: тащить на себе груз привязанностей, дом, семью, друзей — или быть одиночкой, который, можно сказать, и живет-то в самолетах. По мысли авторов фильма, и первое не сахар и второе тоже. Так что хотя это и комедия, но не всегда веселая — этакий американский вариант «Осеннего марафона».
Юрий Гладильщиков
3. Кино. «Повелитель бури»
США, 131 минута, драма, режиссер Кэтрин Бигелоу, в ролях Рейф Файнс, Гай Пирс, Дэвид Морз, Джереми Реннер
с 14 января
Фильм, который слегка обходит по количеству наград американских кинокритиков даже комедию «Мне бы в небо». Сделан он еще в 2008-м, тогда же был показан на фестивале в Венеции, где «львов» не получил, зато заслужил высокие отзывы в прессе, в том числе нашей: у нас его называли «Скрытая опасность». А потом вдруг исчез и только прошлым летом вышел в американский, а затем и европейский прокат. Кэтрин Бигелоу, одна из многочисленных экс-жен Джеймса Кэмерона, знаменита тем, что снимает не женское, а очень мужское кино. Именно она сделала фильм о подвиге советской подлодки «К-19» (а еще прежде изумительный по напряженности и многослойности триллер «Странные дни»). Но «Повелитель бури» — самая мужская из ее картин. Это жесткий, старающийся выглядеть документальным рассказ о людях, для кого война — наркотик, хотя они постоянно — реально, без всяких метафор — находятся на грани между жизнью и смертью. В центре — элитное подразделение саперов, которое должно обезвреживать бомбы в Багдаде в ситуации, когда бомбой может оказаться буквально всё, а пояс шахида способен надеть на себя каждый встречный. По сценарию писателя и журналиста Марка Боула, который долго наблюдал в Багдаде за работой таких подразделений.
Юрий Гладильщиков
3. Концерт. «Технология»
4. Концерт. «Технология»
16 января, клуб «Б2»
Если учитывать, что «Технология» на пике своей популярности в середине 1990-х выстроила предельно холодный, почти мертвенный образ, то состояние жизни после жизни, в котором она сейчас находится, только подчеркивает звучание ее песен. Это по-прежнему реликтовый синти-поп, корнями уходящий к пластинке Depeche Mode «Violator», разбавленный новыми песнями, отличающимися более насыщенными аранжировками и дискотечным ухарством. Роман Рябцев пребывает в отменном расположении духа. За ушедший год «Технология» дала множество концертов в московских клубах, и везде Рябцев искрометно шутил между песнями. В 2000-е некоторые герои 90-х стали ближе к реальности. Убедиться перед очередным выступлением, что Роман Николаевич держит руку на пульсе современности, можно, посетив его ЖЖ. Почти каждый пост в его блоге начинается со слова «б...ть».
Филипп Миронов
5. Концерт. «Ундервуд»
17 января, клуб «Точка»
Двум создателям группы — Максиму Кучеренко и Владимиру Ткаченко — далеко за 35. Переехав из Симферополя в Москву в 2000-м, ребята успели записать 5 альбомов, снять уйму забавных клипов, отрастить животики, но до сих пор не изменили своей молодежно-ироничной программе ни в текстах, ни в музыке. Это ироничный поп-рок с приключениями, в меру «про любовь» и на злобу дня. «Ундервуд» любят придумывать песни-утверждения с названиями вроде «Бабло побеждает зло», «Я не сплю с фотомоделями» или «Сегодня модно быть диджеем». Такие шутки лучше звучали 10 лет назад, но и сейчас способны вызвать улыбку. В отличие от своих предшественников, «Несчастного случая» или «Секрета», дуэт Ткаченко — Кучеренко занимается исключительно музыкой. Даже странно, что за все это время их никто не ангажировал в качестве телеведущих или не заказал им мюзикл. Впрочем, концерты «Ундервуд» и так воспринимаются как цельное художественное произведение.
Филипп Миронов
4. Выставка. Михаил Розанов. «Служение»
6. Выставка. Михаил Розанов. «Служение»
до 22 января, Винзавод
Cнимки Михаила Розанова (многие его знают по роли Мити в фильме Сергея Соловьева «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви») с точки зрения сюжета, так разнообразны, что кажется ничего общего между ними нет. Цветы и вода. Архитектура и индустриальные гиганты. Модные кадры для Vogue, Maxim, Playboy и арт-проекты для фотобиеннале. В любом случаем это всегда лаконичные классицистические кадры. Персональная выставка Розанова на «Винзаводе» посвящена географии последнего года служения Христа на земле. Текст Евангелия кадр за кадром от Крещения в реке Иордан до Вознесения на Елеонской горе отснят и отпечатан вручную большим форматом 100х120 см: черно-белые руины двора первосвященника Каиафы, гора Фавор, Стена Плача, резиденция Понтия Пилата, Судные врата. Фотографии сопровождают тексты из Священного писания. Фотографические изыски, способные увлечь хотя бы глаз, если не сердце, у Розанова лаконичны, скромны, порой вообще отсутствуют. Но глядя на снимки, понимаешь, что фотограф проделал нешуточную работу, чтобы заставить реальный пейзаж, черно-белую печать и каллиграфические цитаты из Книги Книг транслировать зрителю «высокие состояния».
Александра Рудык
6. Театр. «Почти взаправду»
7. Театр. «Почти взаправду»
17 января, РАМТ
Хотя школьные каникулы уже позади, родительский инстинкт никуда не делся и требует реализации. Вот и сходите в этот театр. Тем более что спектакль по сказкам голландца Тоона Теллегена — из тех редких предложений, которые адресованы детям, но не заставят взрослого корчиться на стуле под градом невинного идиотизма. Актеры Молодежного театра в ролях Слона, Моржа, Белки, Бабочки, Муравья, Ежика, Тушканчика и так далее — звучит как кошмар, но ничего общего с кошмарной реальностью детских «утренников» не имеет. Играют «как для взрослых». Очень удачно и то, что спектакль идет на Малой сцене — в принципе неудобной кишке, но на сей раз ее поделили вдоль, а в первые ряды даже набросали подушек: отовсюду гарантированно хорошо видно и слышно, а временами еще и появляется чувство личного участия в происходящем. При таких вводных любой ребенок будет сидеть как пришитый. Пока актеры не выдернут его за руку поплясать и подурачиться. А личный бонус для взрослых: Нелли Уварова в ролях Белки и Бабочки.
Юлия Яковлева
7. Балет. «Мона Лиза. Концерт к столетию Галины Улановой»
8. Балет. «Мона Лиза. Концерт к столетию Галины Улановой»
16 января, Большой театр
Мона Лиза в названии, потому что героиня вечера — великая балерина ХХ века Галина Уланова — почти никогда не улыбалась и вообще крайне редко открывала рот. Почти вся ее жизнь (и вся карьера) пришлась на советское время, когда разумнее было помалкивать. К тому же никто не знал, какие именно злые ветры выдернули эту балерину из родного Ленинграда в Москву, в столичный театр. Зато уж когда Уланова заговорила (а случилось это чуть ли не единственный раз, в Петербурге, в середине 1990-х), она высказалась с чудовищной определенностью. Она ненавидела Москву, в которую ее запихнули насильно (все лучшее — столице). Она ненавидела Большой, который не могла покинуть по своей воле. Той тихой ненавистью, которая прела все эти годы под каменной плитой «джокондовского» молчания. И вот теперь Большой театр как ни в чем не бывало празднует столетие своей гениальной пленницы. Такова естественная ирония истории. Однако сходите на этот концерт непременно: вопреки историческому поводу программа ожидается очень хорошая — сборную Москвы усилят игроки из Петербурга. С хитами, конечно.
Юлия Яковлева