1. Кино. «Информаторы»
«Информаторы», США — Германия, 98 минут, трагикомедия, режиссер Грегор Джордан, в ролях: Билли Боб Торнтон, Ким Бэсингер, Микки Рурк, Вайнона Райдер, Бред Ренфро, Крис Айзек
с 24 декабря
Брет Истон Эллис прославился как, пожалуй, самый рассерженный из современных американских писателей. «Информаторы» — пятая по счету экранизация его произведений и первая, в создании которой он участвовал лично как один из сценаристов и продюсеров. Фирменный жанр Эллиса (читайте «Американского психопата» или «Гламораму») — кошмарная сатира на жизнь высшего класса, переполненная извращенным сексом и абсурдным насилием, которые, возможно, существуют лишь в воображении персонажей. В «Информаторах» особых извращений нет, но секса достаточно, что заставило наших прокатчиков выпустить фильм ограниченным тиражом и с субтитрами. Еще — несмотря на массу смешного — в фильме много печали, потому что он демонстрирует закат эпохи, одновременно эффектной и «жирной». Действие происходит в Лос-Анджелесе 1983-го, где представители богатой богемы — и «отцы», и «дети» — все еще уверены, что будут жить вечно и исключительно в удовольствие. Все только и делают, что отдыхают: гуляют на вечеринках, балуются наркотиками и вперемешку, не предохраняясь, спят друг с другом. Конец эпохи наступает не потому, что подкрадывается СПИД, хотя это в фильме тоже важно. А потому, что радости от жизни никто почему-то уже не ощущает. В какой-то момент начинает казаться, что персонажи сейчас возьмут — и просто поубивают друг друга.
Юрий Гладильщиков
2. Балет. «Эсмеральда»
25, 27 декабря, Большой театр
Балет на сюжет «Собора Парижской богоматери» Гюго, безмерно популярный в Европе XIX века, потом — нигде, кроме Советского Союза, а потом и вовсе забытый повсеместно, вдруг вернулся в ротацию. Почему, понятно. Публика больше всего любит классические балеты, а они, как назло, все уже поставлены в XIX веке и новых нет. «Эсмеральда» — идеальная альтернатива поднадоевшим и поистрепавшимся «Лебединым озерам»: с ясно изложенной драмой и красивейшими танцами на пуантах. Только что советскую версию спектакля возобновил Театр имени Станиславского. А тут уже и Большой — с реконструкцией версии XIX века. Впрочем, правильнее назвать ее научно обоснованной фантазией. Хореограф-реконструктор Юрий Бурлака не повторяет подлинник XIX века, а предполагает, как оно могло быть. Человек он знающий и со вкусом к старине, так что будет очень похоже на правду. С морем шелка и бархата, пышно-тяжелыми костюмами и московским кордебалетом, который будет старательно подражать манерам императорского.
Юлия Яковлева
3. Театр. «Смерть жирафа»
25 декабря, Школа драматического искусства
Режиссер Дмитрий Крымов отчаянно бьется за репутацию настоящего режиссера настоящего драматического театра, потому что всякий раз, когда он ставит спектакль, все припоминают ему работу для рекламы и видеоклипы. Его новый спектакль «Смерть жирафа» использует все, что положено уметь клипмейкеру: видео, анимацию, резкий монтаж, динамичный свет, эффектный дизайн, но в остальном спектакль сделан очень просто. Это похороны, во время которых семь персонажей произносят речи у гроба. Семь монологов, и ничего более. А «жираф» (которого собственно хоронят) — скорее в том смысле, что у Высоцкого «жираф большой, ему видней» — важная персона, которая бывала на гастролях в Париже и давала интервью, точные детали биографии Крымову не особо интересны. Как, впрочем, и текст сам по себе (он большей частью отдан актерам на импровизацию). Герои строят из всякого сора статую жирафа, которая рассыпается от малейшего толчка. Критики увидели в этом метафору СССР, но на то они и критики, чтобы делать из мухи слона. Потому что «Смерть жирафа» просто милая недлинная штучка, которой можно приятно скрасить вечер, если вы скорее начинающий зритель, чем опытный театрал.
Юлия Яковлева
4. Театр. «Цилиндр»
26, 27 декабря, Театр Олега Табакова
Молодой режиссер Олеся Невмиржицкая ставит у Табакова всего второй свой спектакль (отвечая табаковской программе «дорогу молодым»). Но опасаться в данном случае не стоит. Пьесу «Цилиндр» написал итальянец Эдуардо де Филиппо, а все, что подписано им, стоит на сцене само, как его ни ставь. Его забавные эксцентричные комедии о неунывающих предприимчивых неаполитанцах, комедии, где даже прожженные авантюристы — люди хорошие, были бешено популярны в 1960-е, но и сейчас остаются в ротации. Актеры их просто обожают, отрываются вовсю, и это удовольствие гарантированно передается зрителям. «Цилиндр» — история красавицы жены, которая притворяется проституткой, заманивает клиентов, берет деньги, а затем пугает до полусмерти покойником, которым прикидывается ее муж, глава этого маленького семейного предприятия, пока однажды пожилой клиент... А впрочем, пересказывать остроумные сюжеты Филиппо с их каскадом невероятных ситуаций и остроумных поворотов — дело неблагодарное. В данном случае достаточно сказать, что в роли пожилого пройдохи заявлен Авангард Леонтьев. Но с ним или без, «Цилиндр» — отличный театральный выбор под легкое настроение.
Юлия Яковлева
5. Выставка. «Эскиз»
22 декабря — 15 января, галерея XL
Выставки новых приобретений любят устраивать и большие музеи (вроде Пушкинского), и всевозможные галереи. Принцип тут один: собрать работы помощнее, подсветить получше и найти выгодную точку в пространстве, таким образом продемонстрировав, что музеефицирование — важное дело как для классических музеев, так и для самых актуальных заведений. Выставка новых поступлений в галерею XL собрала всех любимцев ее хозяйки Елены Селиной: Олега Кулика, Константина Звездочетова, Петра Белого, Сергея Шеховцова, Ирину Корину, Бориса Орлова и Айдан Салахову. Работы все известные, как минимум по разу выставленные, но галерист купила не сами работы, а эскизы: пунктирные линии и легкие воздушные наметки, небрежные почеркушки и аккуратные расчеты. То, с чего начинается художественный замысел.
Александра Рудык
6. Благотворительный концерт фонда «Актеры актерам»
21 декабря, Дом музыки (Светлановский зал)
Фонду «Актеры актерам» всего несколько месяцев, из чего ясно, что он учрежден в самое неподходящее для этого время: все, кто когда-либо кому-либо помогал, стремительно урезают бюджеты, и не только благотворительные. Но актеры Мария Миронова и Евгений Миронов, которые это все затеяли, правы: нуждаться в помощи люди не перестали. Русские актеры традиционно не самые, мягко говоря, обеспеченные люди. А старость в этой профессии трагически равна невостребованности и нищете. Молодые актеры вряд ли способны поделиться деньгами со старыми. Но могут заработать эти деньги для них. Организаторы концерта не собираются давить публике на жалость. Они сделали просто очень хороший концерт. Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Евгений Миронов, Мария Миронова, оркестр Владимира Спивакова и любовные монологи, оперные дуэты о любви, которые гарантированно ввергают театралов в нечто вроде послеобеденного блаженства.
Юлия Яковлева
7. Концерт. Осеана
25 декабря, клуб Б1
Концертная жизнь ближе к Новому году постепенно затухает. Первостепенные артисты если и выступают в Москве, то на корпоративных мероприятиях, а по билетам публике в канун католического Рождества доступна только русская музыка: «Король и Шут» в CDK МАИ и Пресняков в «16 Тоннах», если они откроются после скандала с пожарной безопасностью. На этом фоне качественно выделяется немецкая девушка Осеана Мальман. Широко не известна, звезд с неба она не хватает — крепкая деятельница германской поп-сцены. За рамки национального шоу-бизнеса выходит редко, хотя поет на английском, всем своим видом и творчеством намекая, что является эдакой местной Мейси Грей. Слезливый ритм-н-блюз, реггей, ретросоул, местами очень искусно перетаптывающий темы Лилли Алиен и Даффи в еще более приемлемую для радиочартов версию.
Филипп Миронов
8. Концерт. KDMS (Кэти Даймонд и Максимилиан Скиба)
25 декабря, клуб «Солянка»
Деятели новомодного стиля спейс-диско приезжают к нам в лице английской певицы Кэти Даймонд и польского продюсера Максимилиана Скибы. В отличие от абсолютного большинства побывавших в Москве представителей этого жанра Скиба с Даймонд не собираются ограничиваться диджейскими сетами — они будут играть настоящий концерт. Максимилиан писал минималистичные композиции, смешивая космос с меланхолией. Вокалистка известна прежде всего песней Whispers, сделанной ею вместе с бельгийским дуэтом Aeroplane. В прошлом году она побыла во всевозможных танцевальных хит-парадах, в клубах ее часто ставили в кульминационные моменты вечеринок. Это патетичное диско, в котором проникновенный голос Кэти обставлен триумфальными синтезаторными пассажами. В работе со Скибой девушкины вокальные возможности блистают с не меньшей силой, а вот в музыке больше акцентов ставится на вкусный, почти осязаемый бас. Впрочем, пафоса у KDMS не меньше, чем у Aeroplane. Их песня Never Stop Believing вполне могла бы стать гимном какого-нибудь продвинутого молодого демократического государства.
Филипп Миронов
9. Sunday Up Market
21-27 декабря, завод «Арма», строение 17
Год назад это было cкромное предприятие. На выходные несколько московских дизайнеров арендовали квартиру у метро «Тургеневская» и через интернет пригласили друзей посмотреть и купить. Сейчас это будет большой Рождественский рынок, открытый всю неделю. Помимо стендов дизайнеров со всей России и незатейливого самострока в рамках базара пройдут лекции и мастер-классы представителей брендов-гигантов. Алена Евсеева ответит за маркетинговую политику компании Nike, а Вика Коржавых поведает о том, как марка TopShop сотрудничает с молодыми дизайнерами, и о том, что такое капсульные коллекции. Ближе к выходным торговые сессии будут заканчиваться масштабными вечеринками, а в ночь с субботы на воскресенье на Sunday Up торгуют до утра. Пример такого сногсшибательного успеха — неплохой повод задуматься городским властям и крупным инвесторам: какое-то важное звено в цепочке московского ритейл-бизнеса оказалось упущенным.
Филипп Миронов