1. Кино. «Скоро весна»
Россия, 90 минут, драма. Режиссер Вера Сторожева, в ролях: Ксения Кутепова, Ольга Попова, Сергей Пускепалис
с 26 ноября
Фильм для тех, кто любит эмоциональные полутона и забавные психологические нюансы. Вера Сторожева (наряду с Ренатой Литвиновой, Анной Меликян, Валерией Гай Германикой и др.) заставила говорить о русском женском кино. Ее самые известные картины — «Небо. Самолет. Девушка» и «Путешествие с домашними животными» (главный приз Московского кинофестиваля). «Скоро весна» — фильм о жизни монастырского подворья, к которому прибились разные люди. Жизнь остается тихой, пока ее не нарушает новоприбывший — успешный бизнесмен. Он — мужчина из прошлого матушки Екатерины, которая до сих пор его не простила. В него влюбляется наивная послушница Ольга. Несмотря на место действия, фильм не о вере, а о человеческих взаимоотношениях. О том, как люди меняются под влиянием друг друга, особенно если жизнь бьет их по голове. Фильмы Сторожевой кассовыми никогда не были. Но прокатчики решились на тираж в 30 копий — для такой картины немало.
Юрий Гладильщиков
2. Кино. «Плохой лейтенант»
США, 121 минута, криминальная драма. Режиссер Вернер Херцог, в ролях: Николас Кейдж, Ева Мендес, Вэл Килмер
с 26 ноября
Один из самых громких фильмов последнего Венецианского кинофестиваля. Классик нового немецкого кино Вернер Херцог («Агирре, гнев Божий», «Носферату, призрак ночи») вывел на экране неоднозначного полицейского из Нового Орлеана. Он в одиночку арестовывает убийц; спасая человека, получает травму, доставляющую ему мучительные боли. Но одновременно он наркоман, мелкий шантажист, игрок, задолжавший крупную сумму. По ходу сюжета герой становится все более плохим, идет на авантюрные контакты с мафией. Киноманам известен другой «Плохой лейтенант», не c Кейджем, а с Харви Кейтелем, снятый в 1992-м Абелем Феррарой. Херцог заимствовал у Феррары лишь небольшие детали сюжета. Если фильм Феррары построен вокруг проблемы, есть ли Бог и высшая справедливость, то фильм Херцога — о том, как жизнь способна загнать в угол хорошего человека, отважного, не циника, и превратиться для него в наркотический глюк. Эпизод, когда герой видит себя со стороны, да еще взглядом игуаны, впечатляет особенно.
Юрий Гладильщиков
3. Концерт. Дайонн Уорвик
28 ноября, Crocus City Hall
Миссис Уорвик — настолько титулованная певица, что любые нарекания от нее отскакивают, как от бронзовой статуи. Шутка ли — второе место по количеству хитов после Ареты Франклин в Billboard Hot 100 («горячая сотня» «Билборда») среди поющих женщин? С середины 1960-х она играет роль золотого стандарта в жанре соул-музыки, исполняя хиты композиторского дуэта Берт Бакарак — Хал Дэвид. С самого начала карьеры Дайонн ее голос звучал с убедительностью, присущей зрелым людям. Даже сейчас, когда ей за 60, она стала послом ООН и протирает пыль со статуэток «Грэмми», ее трудно записать в ветераны. Дело в том, что Уорвик никогда не изменяла соулу ни с диско, ни с фанком, ни с роком. Даже танцевальные вещи 1980-х у нее сделаны с расчетом на салон, концертный зал, казино, а не ночной клуб. В ее вокальной интерпретации категория «возраст» превращается в какую-то абсолютно величину, попутно раскрывая секрет молодости: если не хочешь стареть, сызмальства проповедуй вечные ценности.
Филипп Миронов
4. Опера. «Воццек»
28-29 ноября, Большой театр
Большой театр изо всех сил закручивал интригу вокруг этой премьеры. На репетиции не пускали никого извне, тем более журналистов, и даже чуть ли не с работников театра требовали специальное разрешение на вход. При этом завели в ЖЖ блог, посвященный премьере. Новый музыкальный худрук театра, петербургский композитор и умный человек Леонид Десятников наговорил там глупостей, кажется, на всю оставшуюся жизнь вперед: по всему было видно, что блог для него — дело непривычное. Как и все эти ухищрения для самого театра. Зачем они это сделали, сказать трудно. Премьере «Воццека» гарантирован аншлаг без всяких дополнительных усилий. И урожай «Золотых масок» тоже. Список тех, кто занят в постановке, уже сам по себе музыка. Для этого даже не нужно быть театралом. Потому что дирижирует оперой демонический маэстро Теодор Курентзис. Потому что режиссер — касающийся гениального Дмитрий Черняков. Потому что свет на певцов наводит волшебник Глеб Фильштинский. Потому что солисты почти все приглашены из-за границы (в России культуры такого пения, когда артисты скорее говорят, чем поют, просто нет). Потому что Альбан Берг, все еще непривычный в России, — это музыка ХХ века как она есть. Наконец, потому, что сам «Воццек», история солдата, который из ревности убивает любовницу, — одна из величайших пьес всех времен и народов.
Юлия Яковлева
5. Выставка. «Петроглифы»
24 ноября — 26 декабря, «Айдан»
Номинанты премии Кандинского Марина Белова и Алексей Политов давно экспериментируют с тенью и воспевают Эроса в скульптуре. В этот раз они взялись за наскальный рисунок. Белова и Политов говорят, что, заглянув в альбом наскального рисунка, они обнаружили: и 2000 лет назад людей волновали темы плодородия, смысла жизни и продолжения рода, они тоже думали о солнце и луне, войне и мире. И вот скульпторы создали что-то вроде театра теней, который связывает древность и современность, проецируя сплетающихся и соединяющихся предков на экран современного искусства в галерее «Айдан».
Александра Рудык