1. «Плохой лейтенант»
США, 121 минута, криминальная драма. Режиссер Вернер Херцог, в ролях: Николас Кейдж, Ева Мендес, Вэл Килмер
с 26 ноября
Один из самых громких фильмов последнего Венецианского кинофестиваля. Классик нового немецкого кино Вернер Херцог («Агирре, гнев Божий», «Носферату, призрак ночи») вывел на экране неоднозначного полицейского из Нового Орлеана. Он в одиночку арестовывает убийц; спасая человека, получает травму, доставляющую ему мучительные боли. Но одновременно он наркоман, мелкий шантажист, игрок, задолжавший крупную сумму. По ходу сюжета он становится все более плохим, идет на авантюрные контакты с мафией. Киноманам известен другой «Плохой лейтенант», не c Кейджем, а с Харви Кейтелем, снятый в 1992-м Абелем Феррарой. Херцог заимствовал у Феррары лишь небольшие детали сюжета. Если фильм Феррары построен вокруг проблемы, есть ли Бог и высшая справедливость, то фильм Херцога о том, как жизнь способна загнать в угол хорошего человека, отважного, не циника, и превратиться для него в наркотический глюк. Эпизод, когда герой видит себя со стороны, да еще взглядом игуаны, впечатляет особенно.
Юрий Гладильщиков
2. Выставка. Константин Батынков. «Веселые картинки»
до 12 декабря, галерея pop/off/art
Работы бывшего питерского митька Константина Батынкова очень узнаваемы: академичный рисунок с правильной перспективой, тонко разработанной бело-серой колористикой и сентиментельно-фантастическим сюжетом — летящие машины, автобусы, дирижабли и вертолеты, дожди, ветра, собаки и маленькие-маленькие люди. Новая выставка в галерее pop/off/art — в той же технике легкой живописи про тот же мир вокруг, только неожиданно в цвете. Тема — апокалипсис: разлагающиеся ландшафты, разрушенный ЦДХ и унылые жилые кварталы окрашены на сей раз Батынковым в оттенки красного, оранжевого и зеленого.
Александра Рудык
3. Футбол. Лига чемпионов. ЦСКА — «Вольфсбург»
25 ноября, БСА «Лужники»
Московский ЦСКА еще ни разу не выходил из группового турнира Лиги чемпионов в плей-офф. В этом году у армейцев появился шанс: для этого нужно сперва обыграть дома немецкий «Вольсфбург» (причем выиграть нужно как минимум в два мяча — первую игру в Германии ЦСКА проиграл 3:1), а затем в последнем туре достойно выступить в Турции против «Бешикташа». Нынешний матч в «Лужниках» станет второй лигочемпионской проверкой для Леонида Слуцкого — уже третьего тренера ЦСКА в этом сезоне. Его предшественники бразилец Зико и испанец Хуанде Рамос в России не продержались: говорят, не смогли найти взаимопонимания с лидерами команды. Оттого и ЦСКА сначала бодро выигрывал, а потом начал проигрывать всем подряд. У Леонида Слуцкого проблем внутри команды быть не должно: его как раз знают как хорошего футбольного политика. Первый его матч в Лиге чемпионов — выездная игра против «Манчестер Юнайтед» — показала, что контакт налажен: в Англии армейцы могли и выиграть, но пропустили на последних минутах два мяча — 3:3. Зато стало понятно, что обыграть «Вольфсбург» вполне по силам.
Александр Беляев, Newsweek
4. Концерт. DJ Funk (США)
28 ноября, Denis Simachev Shop & Bar
Худощавый чернокожий гражданин Чарльз Чэмберс, известный под именем DJ Funk, — изобретатель поджанра под названием гетто-хаус, бастарда, родившегося из слияния генов чикагского хауса и нью-йоркского хип-хопа. Звучит эта музыка быстрее и прыгучее, чем то, что вы обычно привыкли слышать в клубах. Резкая ударная линия периодически загоняется, гикает и включается в новом темпе. На заднем плане уверенными негритянскими голосами произносятся всякие непристойности типа shake dat ass. В середине 1990-х альбомы DJ Funk расходились по Америке миллионными тиражами. Сейчас этому диджею можно было бы отвесить эпитет «реликтовый», если бы не французские новые рейверы с лейбла Ed Bangers. Эти товарищи, во главе с группой Justice продвигающие эпическое электро, адаптировали материал Чэмберса. Они играют его треки на своих вечеринках, он использует джастисовский Waters Of Nazareth в своих миксах — творится дружба между континентами, вершится связь между эпохами.
Филипп Миронов
5. Концерт. Matthew Shipp, Sabir Mateen (США)
28 ноября, клуб «Дом», 29 ноября, клуб «Мастерская»
В импровизациях джазового пианиста Мэтью Шиппа нет гармонии. Кажется, что фортепиано нужно ему, только чтобы транслировать слушателям определенные состояния. И в первую очередь состояния тревоги и дискомфорта. Но, как и всякое трудное искусство, игра Шиппа приводит к катарсису: после концертов чувствуешь очищение и эмоциональное облегчение, будто сходил на сеанс гештальт-терапии. В этот раз Шипп играет с Сабиром Матином, некогда променявшем барабаны на саксофон. Вместе они дадут еще один концерт на следующий день, объединив в клубе «Мастерская» усилия с поэтом Дмитрием Воденниковым и саксофонистом Сергеем Летовым.
Филипп Миронов
6. Опера. «Воццек»
24-29 ноября, Большой театр
Большой театр изо всех сил закручивал интригу вокруг этой премьеры. На репетиции не пускали никого извне, тем более журналистов, и даже чуть ли не с работников театра требовали специальное разрешение на вход. При этом завели в ЖЖ блог, посвященный премьере. Новый музыкальный худрук театра, петербургский композитор и умный человек Леонид Десятников, наговорил там глупостей, кажется, на всю оставшуюся жизнь вперед: по всему было видно, что блог для него — дело непривычное. Как и все эти ухищрения для самого театра. Зачем они это сделали, сказать трудно. Премьере «Воццека» гарантирован аншлаг без всяких дополнительных усилий. И урожай «Золотых масок» тоже. Список тех, кто занят в постановке, уже сам по себе музыка. Для этого даже не нужно быть театралом. Потому что дирижирует оперой демонический маэстро Теодор Курентзис. Потому что режиссер — касающийся гениального Дмитрий Черняков. Потому что свет на певцов наводит волшебник Глеб Фильштинский. Потому что солисты почти все приглашены из-за границы (в России культуры такого пения, когда артисты скорее говорят, чем поют, просто нет). Потому что Альбан Берг, все еще непривычный в России, — это музыка ХХ века как она есть. Наконец, потому, что сам «Воццек», история солдата, который из ревности совершает убийство, — одна из величайших пьес всех времен и народов. Единственное, что можно рекомендовать в этом случае, — не пытаться попасть в первый день премьерной серии: затопчут.
Юлия Яковлева
7. Балет. «Эсмеральда»
27-28 ноября, Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Премьера в Театре Станиславского опередила аналогичную премьеру в Большом почти на месяц. Следите за афишей: названия совпадают, но эти две «Эсмеральды» в двух театрах не только не близнецы, но даже не родственницы. Театр Станиславского возобновил свою старую легендарную постановку советского времени. То есть классово корректную по отношению к роману Гюго «Собор Парижской богоматери»: все бедные — персонажи однозначно положительные, а богачи — сугубо отрицательные. Но чего у этой советской бабушки не отнять, так это лихо закрученного действия. Балетные хореографы в то время учились рассказывать истории у великого советского кино — и преуспели. Поэтому «Эсмеральда» — это, с одной стороны, довольно консервативная классика с пуантами, а с другой — теплее и румянее, чем императорские айсберги типа «Спящей красавицы». Неудивительно, что за роль красавицы-цыганки, которая любила и страдала так красочно, балерины готовы друг друга поубивать. А уж они-то знают, что и насколько понравится публике.
Юлия Яковлева