1. Концерт. a-ha
22 ноября, СК «Олимпийский»
В поп-музыке не так много перманентных величин — героев, которые остаются верными себе в течение нескольких десятилетий, при этом занимая нестыдные позиции, но где-то на вторых ролях. Вот, к примеру, норвежская группа a-ha: 9 альбомов за 20 лет, расставались-сходились, давали концерты перед аудиторией и в 100, и в 200 000 человек, и за все эти годы не сделали ни шага в сторону от своей генеральной линии. a-ha — это классический бойз-бенд, не чета современным представителям формата. Их музыка, несмотря на то что предназначена молодым мечтательным девицам, изначально будто бы была рассчитана на вырост. Даже в молодые году a-ha звучала как-то взрослее и рассудительнее, брала больше музыкой, чем смазливыми мордочками, в отличие от большинства мальчиковых поп-групп. Впрочем, нельзя отказать солисту a-ha Мортену Хакету — в сентябре ему исполнилось 50 — в чисто мужском обаянии. Несмотря на возраст, на вышедшем в конце лета альбоме Foot Of The Montain Хакет поет таким же юношеским проникновенным голосом, как и в 1980-е. Именно эту пластинку a-ha собираются представить в Москве 22 ноября.
Филипп Миронов
2. Кино. «Планета 51»
Испания-Великобритания, 94 минуты, анимация. Режиссеры Хорхе Бланко, Хавьер Абад и др.
с 19 ноября
Испанские аниматоры решили дать бой голливудским на их вроде бы законной территории — территории «Шрека». Для этого они привлекли одного из сценаристов «Шрека», а также «Бивиса и Батхеда» Джо Стиллмена, который и населил большими и маленькими шреками отдаленную планету, куда высадился с мечтой стать первооткрывателем американский астронавт. Чтобы родителям, которые пойдут на этот фильм с детьми, было не скучно, создатели фильма наполнили его киноманскими шуточками, каковых полно и в «Шреках». Планета 51 напоминает идиллическую, существовавшую только в телесериалах, Америку 1950-х. Именно тогда Америка начала бояться заговоров и вторжений — как коммунистических, так и инопланетных: нашествия маленьких зеленых человечков. Но дело в том, что обитатели Планеты 51 — как раз и есть маленькие зеленые человечки. И они точно так же боятся кровожадных завоевателей-пришельцев и считают таковыми людей. Дети не поймут киноманские шуточки, но их должен увлечь сам по себе смешной фантастический сюжет.
Юрий Гладильщиков
3. Кино. «Рождественская история 3D»
США, 96 минут, сказочная драма. Режиссер Роберт Земекис, в ролях: Джим Керри, Гари Олдмен
c 19 ноября
В 2000-е Роберт Земекис («Форрест Гамп», «Назад в будущее») полюбил новую технологию performance capture, суть которой в том, что к актеру прикрепляют датчики, фиксирующие его мимику и жесты, а потом все это перерисовывается на компьютере (актера при этом можно изменить до неузнаваемости) — в итоге получается нечто среднее между обычным фильмом и мультфильмом. Сначала Земекис сделал «Полярный экспресс», потом «Беовульфа», теперь экранизировал повесть Диккенса «Рождественская песнь в прозе», в которой скряга из скряг мистер Скрудж под натиском призраков превращается в альтруиста и добряка. Все новые фильмы Земекиса выходят в двух вариантах — традиционном и трехмерном. Если в афише сказано «3D», значит, перед сеансом вам выдадут стереоскопические очки. Фильм артистический, красивый, изобретательный. В трехмерном варианте рождественский снег падает вам прямо на нос. Ясно, что все пойдут с детьми. Но, хотя фильм произвела студия Walt Disney, он не вполне детский. Пять шестых действия разворачивается в полутьме. К тому же есть моменты, для детей откровенно страшноватые — погоня за Скруджем призрака смерти, например.
Юрий Гладильщиков
4. Спорт. Горные лыжи. «Ауди — Кубок чемпионов»
21 ноября, площадь перед Московским городским дворцом детского (юношеского) творчества, Косыгина, 17
Москва постепенно набирает вес в Международной федерации горнолыжного спорта (FIS): предыдущие три года столице доверяли фристайл и сноуборд, теперь дело дошло и до лыж. Пробный прокат сильнейшие горнолыжники совершили 2 января возле главного здания МГУ — на Воробьевы горы пришло около 25 000 человек. В этот раз организаторы ожидают не меньше. Чтобы не повторяться, горнолыжное действо перенесли к бывшему Дворцу пионеров. Здесь даже удобнее: можно использовать естественный 15-метровый холм, а уже на нем надстраивать основную рампу. Главную проблему, впрочем, это не решает: в ноябрьской Москве снега на холме не больше, чем на улице. В итоге горнолыжникам предложат микс из искусственного снега и натурального, который привезут на огромных фурах из Кирова. Поддерживать жизнедеятельность искусственной трассы будут снежные пушки.
Александр Беляев, Newsweek
5. Театр. «Великая война»
21, 22 ноября, театр «Отель модерн» (Нидерланды) на сцене Центра имени Мейерхольда
Если ваш ребенок уже играет в войнушку, читает по теме и не ложится спать до 10 часов вечера, то, пожалуй, тащите сюда и его тоже. Это спектакль для пап и сыновей самого разного возраста — сыновьям может быть и за 30. Спектакль-игрушка — на тему совершенно не игрушечную. Посреди множества проводов и кабелей голландцы раскладывают самую настоящую географическую карту боев. Выставляют на нее миниатюрную бронетехнику и макеты, как для игрушечной железной дороги. Разведрота засела в зарослях петрушки. Льет из пульверизатора дождь. Из газовой горелки извергается пламя взрывов. Тут же беспрерывно работает крошечная видеокамера. Результат моментально проецируется на экране, ошеломляя своей достоверностью. Потому что петрушка превратилась в деревья, бронетехника тяжела и несомненна, дождь проливной, а взрывы сотрясают землю. Комментарии — голоса участников, воспоминания, отрывки солдатских писем — делают этот спектакль живым донельзя. За восемь лет существования представление отточено до мельчайших подробностей. Голоса звучат по-английски, но есть русские субтитры. И это единственное ограничение, которое можно назвать возрастным: зритель «Великой войны» должен уметь бегло читать.
Юлия Яковлева
6. Выставка. Сергей Калинин, «Гладиатория»
до 6 декабря, казино «Метрополь», Театральный пр-д, 1/4
Разбитое ампирное пространство бывшего казино «Метрополь» в одноименной гостинице, отодранный пол и гигантские холсты на стенах: монументальная живопись с мясом, кровью, искаженными лицами, животным интересом к плоти и нескрываемой тягой к державному величию. Живописью Сергея Калинина из цикла «Гладиатория» открылся новый совместный проект галереи «Триумф» и Московского музея современного искусства (ММСИ) — «Партизанский музей». Калинин — живописец академичный, с широким мазком и гигантским размахом, прославившийся проектом с Фаридом Багдаловым, ремейком репинского полотна «Торжественное заседание Государственного совета» с политиками нулевых в главных героях. Но в случае с «Партизанским музеем» проект самого музея куда интереснее наполнения. «Триумф» и ММСИ применили новую для России выставочную формулу: взять незадействованное пространство с дармовой арендой, вроде старого кинотеатра, железнодорожного депо или казино, как сейчас, и стихийно наполнить его актуальным искусством. Площадка используется однократно, после чего «музей без определенного места жительства» снова переезжает. Место и содержание следующей экспозиции станет известно непосредственно по факту.
Александра Рудык