Один из символов Москвы — историческое здание Политехнического музея на Новой площади — закрывается в связи с предстоящей реконструкцией. Официально об этом объявлено 9 января; в марте начнется основной переезд экспозиции, которая сейчас разбирается и пакуется, на место временного размещения (большая часть отправится в павильон №26 «Транспорт» на ВВЦ), а окончательно музей закроется после «Ночи в музее», которая в нынешнем году приходится на 18-19 мая. Реконструкция и реставрация продлятся до осени 2016 года, а официальное открытие запланировано на 2017 год.
Политехнический музей в Москве был основан в 1872 году, а тремя годами позже началось возведение специального музейного здания для его размещения (архитекторы И.А. Монигетти, Н.А. Шохин, Г.И. Макаев). Строительство закончилось только в 1907 году, и сегодня здание Политехнического музея — особо ценный объект культурного наследия, где располагаются, кроме музейной части, библиотека, лекторий, детский научный центр и «Политеатр».
Необходимость реконструкции музейного здания стала очевидной после пожара 2004 года. В 2007-м дирекция музея назвала сумму, необходимую для реконструкции и реставрации — 7-8 млрд рублей. В 2009-м о срочности капремонта музея говорил министр культуры Александр Авдеев; в том же году корпорация «Роснано» учредила Фонд развития Политехнического музея, а глава корпорации Анатолий Чубайс вошел в его Попечительский совет. В апреле 2010 года президент Дмитрий Медведев поручил правительству разработать концепцию создания Музея науки на базе Политехнического музея. Предельная стоимость проектирования, реконструкции и реставрации — 7,6 млрд рублей (без учета переезда на время ремонта). К слову, сопоставимый по масштабу и срокам проект реконструкции музея науки CosmoCaixa (Барселона, 1998–2004) обошелся в €100 млн (около 4 млрд рублей по нынешнему курсу), а в полтора раза меньшего по площади Национального технического музея в Праге (2006–2011) — в €14,8 млн (около 600 млн рублей по нынешнему курсу).
В 2010 году конкурс концепций модернизации музея выиграла британская Event Communications, предложившая образ Политехнического как музея инноваций, включая IT и life science (науки о жизни). Стратегия была одобрена в феврале 2011-го, а в плане значатся реконструкция и реставрация главного здания, строительство второй площадки на территории МГУ — Музейно-просветительского центра (ультрасовременный конференц-зал, выставочные залы, часть библиотеки и публичные лаборатории), а также создание региональных филиалов. В главном здании публичные пространства планируется увеличить на 40%, коммуникативные — на 80%. Площадь экспозиций тоже увеличится на 35% и будет разделена на три смысловых блока: «Материя» и «Энергия» — по 2000 кв. м, «Информация» — 3000 кв. м.
В финал конкурса архитектурных концепций реконструкции главного здания в сентябре 2011 года вышли четыре проекта, из которых спустя месяц победителем был объявлен концепт «Музей-сад» от ARUP в партнерстве с Дзюнья Ишигами и Наоко Кавамура. Концепт Ишигами (модная аллегория: «технология — не победа над природой, а ее продолжение») держится на двух идеях. Первая: под музеем роется яма глубиной 4 метра, в которой устраивается «зеленая парково-экспозиционная зона»; парк в яме и обнаженный фундамент становятся открытым подземным уровнем, связанным в единый комплекс со сквером на Лубянке и с Ильинским сквером, в котором расположен памятник Героям Плевны. Вторая: навесить над внутренними дворами прозрачную крышу из тонких пластиковых пленок.
В этой концепции, как отмечают эксперты, есть два слабых звена. Во-первых, обнажение фундамента плохо вяжется с идеей сохранения здания в первозданном виде. Во-вторых, пленочное перекрытие (на самом деле это пластиковая «подушка» с теплым воздухом) требует другой технологической культуры; к тому же многим специалистам памятно падение аналогичной крыши стадиона в Миннеаполисе в декабре 2010-го. Плюс ко всему концепт концептом, но Фондом развития Политеха уже подписан контракт с российским генпроектировщиком — «Русской инженерно-строительной компанией». Это чисто «российская специфика», когда победитель конкурса часто фактически не имеет доступа к реальному проектированию (как получилось, к примеру, со второй сценой Мариинского театра, уже не имеющей ничего общего с проектом Доминика Перро). К слову, для Дзюнья Ишигами, по словам Григория Ревзина, принципиальны кровля и парк внизу и при ликвидации любого из них архитектор намерен отказаться от авторства.