К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Россия открыла небо для малой авиации

Россия открыла небо для малой авиации
Но закрыла его для пилотов-любителей

«Так что, я еду на машине сюда? Звоню по телефону, говорю маршрут — и все? И не надо никаких подтверждений?» — допытывался дорого одетый седовласый мужчина лет шестидесяти, судя по стилю общения, топ-менеджер крупной компании или банка. Он явно сомневался, что все действительно так просто. Дело было в субботу, один из последних солнечных дней октября. Вместо того чтобы провести выходные с семьей за городом, около 20 мужчин и женщин собрались на семинар о последних новациях в российском авиационном законодательстве. Все они — пилоты-любители. С 1 ноября 2010 года российское государство вроде бы как радикально упростило им жизнь. Новая версия «Федеральных правил использования воздушного пространства» дает возможность любителям летать без разрешения авиационных властей.

Еще в октябре процедура выглядела так. За сутки до вылета надо было подать заявку и получить разрешение на вылет от зонального центра управления воздушным движением. То есть приехать на вертолетную площадку и полететь, допустим, на рыбалку на Селигер так просто не получилось бы. Теперь ситуация меняется. Достаточно передать информацию о маршруте и времени вылета по телефону, отправить факс или заполнить форму на сайте. Подтверждения дожидаться не надо. Садись в кабину и лети.

Новые правила — это «настоящая революция», убежден Александр Климчук, президент авиаклуба «Аэросоюз» (это его члены собрались в субботу на семинар о новых правилах полетов). По его оценке, в Москве и Московской области регулярно летает около 2000 пилотов-любителей. Количество эксплуатируемых в России самолетов и вертолетов вместимостью от двух до восьми человек он оценивает в 2000–3000 машин. Новые правила делают воздух доступнее, российское законодательство унифицируется с западным. Значит, количество пилотов-любителей будет расти: в США, например, где уведомительный принцип полетов действует уже более полувека, удостоверения частных пилотов имеет свыше 300 000 человек.

 

В чем подвох? Во-первых, согласно приказу Александра Нерадько, главы Росавиации, все пилоты-любители обязаны сдать экзамены на знание новых правил, после чего в их пилотских удостоверениях должна быть поставлена специальная отметка. Экзамены проводят сертифицированные организации — авиационные учебные центры. В Москве их всего десять, программы переобучения сегодня есть лишь в нескольких из них. Так что к первому ноября пройти обучение по новым правилам удалось лишь единицам.

Однако летать нельзя и этим «счастливцам» — их удостоверения с проставленными отметками теперь недействительны. Их надо обменять на документы нового образца. Они будут называться «Свидетельство частного пилота». Однако пока ни одному пилоту-любителю в России его получить не удалось. Причина? Нет бланков. Впрочем, даже если бы и были, то это вовсе не означает, что дорога в небо открыта. Получив новые корочки, необходимо встать на учет в одном из межрегиональных управлений Федерального агентства воздушного транспорта. Данные пилота должны быть занесены в общую базу Росавиации. И только после этого, получив специальный «идентификатор» от Росавиации, пилот сможет летать.

 

Ну а вторая плохая новость — по уведомительному порядку летать можно далеко не везде. Воздушное пространство над аэропортами, крупными городами, атомными электростанциями и прочими стратегическими объектами будет по-прежнему закрыто. Кроме того, законодательство вводит понятие зоны ограничения полетов. Их определяет Министерство транспорта по заявкам «заинтересованных лиц», и, чтобы пролететь через них, все равно требуется разрешение этих самых лиц. Запретных зон в России около 70, зон с ограничениями полетов — около 500. Большая их часть сосредоточена на западе европейской части страны. Московская область, например, покрыта ими почти полностью. Результат? В Подмосковье подняться по уведомительному порядку невозможно. Чтобы пролететь на тот же Валдай необходимо пересечь полтора десятка зон с ограничением полетов. А самая близкая к Москве зона «свободного неба» начинается к востоку от столицы в районе Павловского посада.

Кто и за что отвечает в зонах с ограничениями полетов, неясно. «На нашем аэродроме (около 80 км от Москвы по Новорижскому шоссе — Forbes) полеты пока остановлены», — говорит пилот-любитель Павел (летает несколько лет). По его словам, никто в аэроклубе не может внятно объяснить, кто должен управлять движением в воздухе. Руководство заявило лишь, что их аэродром, как и многие другие, с которых летали летчики-любители, теперь является всего лишь «посадочной площадкой», у которой нет своей зоны полетов. Поэтому управлять полетами по новому порядку должна бы диспетчерская служба Шереметьево, в зоне ответственности которого находится аэродром. В том, что диспетчеры гигантского авиаузла будут руководить полетами легких самолетов вокруг небольшого аэродрома в Подмосковье, Павел не уверен.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+