Преступники тоже ценят самых дорогих художников
24 сентября этого года около 10 утра на тихой брюссельской улице недалеко от центральной части города произошло ограбление. Два преступника ворвались в частный музей бельгийского художника Рене Магритта, находящийся в том же самом доме, где художник прожил 24 года, и, угрожая оружием, вынесли картину «Олимпия» — пожалуй, лучшую из коллекции. Стоимость работы — более $4,5 млн, не считая ущерба репутации музея и спокойствию бельгийской столицы.
Каждый год тысячи картин и скульптур попадают в руки преступников, причем, согласно статистике Art Loss Register, 62% краж приходится на частные коллекции. Как показывает статистика, преступники очень хорошо знают, что они крадут: тщательно выбирают самые дорогие и пользующиеся спросом работы и, как в случае с кражей в Брюсселе, выносят самое ценное, не трогая менее значимые предметы искусства. Пикассо, Миро, Уорхол, Ренуар и Матисс — эти мастера входят в число 10 самых дорогих художников мира и также в двадцатку авторов, наиболее популярных у преступников. Из этой закономерности, впрочем, выбивается голландский экспрессионист Карел Аппель (1921–2006). В 1970–1980-е годы он был одним из наиболее часто подделываемых художников, и его высокое место в рейтинге краж связано с тем, что коллекционеры, купившие Аппеля и застраховавшие работу, узнав, что их приобретение — подделка, обычно заявляли о пропаже.
Картины крали и продолжают красть, несмотря на все усовершенствования в системе безопасности. Причиной этому высокая портативность и стоимость краденого, а также гигантский подпольный рынок торговли крадеными предметами искусства, который, по оценкам ФБР, составляет $6 млрд в год. (Для сравнения: объем легального рынка предметов искусства и антиквариата — около $70 млрд.) Мировой рынок предметов искусства до сих пор не принял единые стандарты анализа происхождения предметов искусства и чистоты титула собственности. И хотя частично эту функцию выполняют крупнейшие мировые аукционы, объем мировой аукционной торговли предметами искусства на сегодня составляет менее 40% оборота художественных ценностей. Это оставляет преступникам значительные возможности по сбыту краденых картин и скульптур увлеченным коллекционерам, забывающим или игнорирующим необходимость сверки приобретаемых работ с реестрами краденых ценностей.
Некоторые кражи сами по себе напоминают произведения искусства — взять хотя бы обросшее легендами похищение «Моны Лизы» («Джоконды») Леонардо да Винчи из Лувра в 1911 году. По одной из версий, похищение организовал некий аргентинец Эдуардо де Валфьерно, а непосредственным исполнителем стал бывший сотрудник Лувра, который в один из выходных дней просто вынес «Джоконду», спрятав ее под одеждой. Еще до кражи Валфьерно якобы заказал несколько копий «Джоконды» и вышел на богатых коллекционеров, известных тем, что они не смущались приобретать краденые работы, пообещав им шедевр из Лувра. Публикация новостей о краже должна была стать лучшим доказательством того, что подлинник успешно добыт. С исполнителем преступления Валфьерно после этого даже не связывался (а тот отрицал, что знаком с аргентинцем), а в 1914 году картина была возвращена в Лувр, где висит до сих пор.
Автор — управляющий директор Skate’s Art Market Research