Бывший менеджер «Северстали» собрал крупнейшую частную коллекцию старинных прялок. В чем смысл?
Алексей Германович пытается подсчитать на листке бумаги примерную стоимость своей коллекции. «Надо же!» — удивляется он. Получается более $150 000, исходя из нынешних цен. Потратил же Германович гораздо меньше. Бывший заместитель гендиректора «Северстали», а теперь директор программ бизнес-школы Сколково собирает резные и расписные деревянные предметы быта из Архангельской и Вологодской областей. Так называемое народное искусство Русского Севера. В коллекции Германовича более 1500 вещей: прялок, сундуков, конских дуг, детских санок, пряничных досок, дверей, филенок и шкафчиков. То, что со стороны может показаться старым хламом, имеет свою рыночную стоимость. За нереставрированную прялку торговцы антиквариатом запрашивают до 15 000 рублей, в зависимости от характера и редкости росписи. Но в целом народное искусство Русского Севера малоизвестно. Именно поэтому Германович и начал его собирать. Замысел Алексея — скупить, изучить и «вывести на новый уровень общественного признания». Благо возможность такая есть: в свободной продаже до сих пор попадаются экземпляры музейного уровня.
Первые 17 прялок он приобрел осенью 2005 года, когда совмещал работу в «Северстали» с должностью председателя совета директоров РЕН ТВ. Годом ранее Германович путешествовал по Вологодчине. Увиденное в городских и монастырских музеях его зацепило. «Природа Русского Севера — это холодность и сдержанность. И вдруг я встречаю буйство красок и разнообразие сюжетов!» — вспоминает он. Заглянув по случаю в один из антикварных магазинов Вологды, Германович не смог удержаться от покупки.
Антиквары тех городов, где расположены предприятия «Северстали» (от Карелии до Республики Коми), стали его постоянными поставщиками. Многие вещи Германович вывозил буквально на себе. Однажды заместитель Мордашова чуть не опоздал на важную встречу в Москву — его не хотели пускать в вагон поезда со связкой прялок, превышавшей стандартный размер багажа.
Резные и расписные прялки (числом более 800) — главная часть собрания Германовича. Самый старый предмет датирован 1832 годом, самый молодой — 1932-м. Коллекция пока складирована в гараже подмосковной дачи, которую снимает Германович. Сложенные донцами вверх, прялки напоминают уродливые деревянные ноги от манекенов.
Владелец наугад снимает с верхнего ряда одной из горок пару таких «ступней». Картина меняется. Действительно — буйство красок. Лопасти прялок разрисованы красным, желтым, золотым, зеленым и синим — кони, люди, цветы и птицы. Это северодвинский стиль. «А это моя особая любовь», — Германович переходит к другой стене, где лежат прялки из района реки Ваги. У важских прялок свои сюжеты: тут и плывущий пароход, и барышня в саду, и даже серп и молот в окружении цветов. Прялку на Русском Севере заказывали в подарок невесте или дочери на выданье, поэтому они столь живописны. Прялка свидетельствовала о семейном достатке. Так же как и сундук. Старинных расписных сундуков у Германовича более ста. Некоторые стоят в доме и используются по прямому назначению.
«Я вполне современный, космополитичный человек. Но изучать национальные корни — это очень любопытно», — уверяет Алексей. Правда, среди людей своего круга он остается белой вороной. Российские предприниматели и топ-менеджеры компаний если и собирают что-либо народное, то, как правило, иконы. Исключение — когда бизнес пересекается с творчеством (например, владелец аукционного дома «Гелос» Олег Стецюра увлекается палехской миниатюрой). По словам Германовича, он знаком лишь с одним бизнесменом «из реального сектора», коллекционирующим искусство Русского Севера.
Зато бывший топ-менеджер «Северстали» может гордиться тем, что собрал всего за четыре года. «Это прекрасная коллекция музейного класса в любой ее части», — говорит Наталья Гончарова, ведущий научный сотрудник отдела дерева и мебели Государственного исторического музея. Летом в череповецкой «Усадьбе Гальских», входящей в местный музейный комплекс, открылась выставка принадлежащих Германовичу прялок, полотенец, дуг и сундуков. За два месяца ее посетило свыше 3000 человек — не так уж мало для города с населением 300 000. Алексей Германович считает это началом того самого признания северного искусства, которого он добивается.
Следующим шагом будет создание некоммерческого фонда «Русское народное искусство». Германович уверен, что найдет для него деньги. В крайнем случае что-то стартовое сделает сам.
К чему такие усилия? Не лучше ли потратить свое время и деньги на что-то более ценимое? «Коллекционирование — это страсть, — улыбается Германович. — Чувство, которое сложно анализировать. Так сложилось, что мне теперь интереснее поговорить с экспертами о нюксенской росписи, чем обсуждать светские новости на какой-нибудь тусовке».