Коллекционер, галерист и художник - о влиянии кризиса на рынок искусства
Пьер Броше, коллекционер
«Павел Третьяков понимал, что видит новый язык, новый взгляд на мир, и он начал его изучать. А большинство публики говорило: да это фигня какая-то, а не искусство. Так было тогда, так было и в XVI веке, так и сейчас. Всем известно, что когда Микеланджело расписал Сикстинскую капеллу, это воспринималось как полный ужас. То, что критики часто называют теперь эпатажем, никакой не эпатаж, это просто новый язык, который публика не понимает, а понимает его пока только очень узкий круг людей».
Айдан Салахова, галерист
«У нас, к сожалению, амплитуда не совпадает: только начал расти интерес к русскому актуальному искусству в конце 1980-х, как тут же он был подрезан кризисом войны в заливе. Сейчас опять начало подъема нашего рынка искусства было подрезано мировым кризисом. Когда два года назад все писали про «бум современного российского искусства», мы только посмеивались — у нас самое начало рынка, мы в первый класс пошли».
Владимир Дубосарский, художник
«Как ни странно, меня кризис даже устраивает. Раньше был большой прессинг со стороны рынка, сейчас его нет и работать гораздо комфортнее. Не деньги все-таки являются мерилом. Возьмем того же Дэмиена Херста — произведение искусства не может стоить таких денег! Но что делать, если находятся идиоты, готовые платить такие деньги? Своими ценами Херст ставит диагноз обществу потребления, обществу-идиоту».