Аэропорты меньше всего располагают ко сну. Но никто не застрахован от необходимости в одном из них переночевать, хотя бы из-за нелетной погоды. Поэтому информация о том, насколько комфортно спать в том или ином аэропорту, может пригодиться в любой момент, предупреждает ресурс www.sleepinginairports.net. Сайт составляет свой необычный рейтинг уже 15 лет, основываясь на отзывах пассажиров, уделяя внимание комфорту, удобству, чистоте и качеству обслуживания клиентов (по-английски — принцип четырех «С»: comfort, conveniences, cleanliness, customer service).
Недавно были обнародованы свежие результаты рейтинга (десять лучших и десять худших). В первой группе уже который год лидирует аэропорт Чанги: там коротать ночь лучше всего. Кроме магазинов, бесплатного Wi-Fi, залов для занятия йогой, комнат для молитвы, вкусных и недорогих кафе и подходящих для сна кресел в Сингапуре организовали просмотр фильмов, бассейн и джакузи, массаж, спа-процедуры, выступления оркестров (живая музыка); в терминалах аэропорта — сады и фонтаны. Парк бабочек, в фонтанах — золотые карпы, десятки видов орхидей вокруг, шезлонги, делится воспоминаниями о Чанги мой знакомый.
Аэропорт воспринимается как источник удовольствия. Несколько пассажиров, участвующих в опросе, призывали ночевать в Чанги, даже если есть деньги на гостиницу. Впрочем, авторы рейтинга предупреждают: в терминале для низкобюджетных перевозчиков может быть холодно и шумно. И даже могут быть очереди, хотя в Чанги, говорят, они не вызывают раздражения.
Следом за сингапурским идут еще три азиатских аэропорта — Гонконг, Сеул и Куала-Лумпур. Гонконг, в частности, славится полем для гольфа на девять лунок и самым крупным в Азии 4D-кинотеатром. За ними разместились европейские аэропорты (Амстердам, Мюнхен, Цюрих, Франкфурт) и канадские Ванкувер и Торонто. Там хорошо, тихо, спокойно, но без изысков. Правда, в Амстердаме можно закатить свадьбу (и провести брачную ночь?), а во Франкфурте попытать счастья в казино.
Любопытно, что ни один из аэропортов США не попал в верхнюю десятку. Зато в нижней оказался аэропорт Лос-Анджелес (10-е место, лучший из худших). «Кресел мало, пол — лучший выбор, поэтому запасайтесь ковриками; ванные комнаты находятся в плохом состоянии, сотрудники службы безопасности в каждом видят террориста, нет круглосуточных кафе; из-за высокой загруженности аэропорта уборка помещений и строительные работы идут ночью, так что ни о какой тишине не может быть и речи», — пишет один из пассажиров.
Еще хуже, судя по комментариям свидетелей, обстоят дела в парижском аэропорту Шарль де Голль. Это в 2011 году он на почетном девятом месте, а в предыдущие два года аэропорт самого романтического города в мире носил статус худшего. Составители рейтинга, можно сказать, пожалели его: учли не только нарекания со стороны пассажиров, но и положительные отклики, которые в последнее время все-таки появились. Например, в новом терминале 2Е вполне можно спать. В отличие, скажем, от терминала 3, интерьер которого, пишет один пассажир, напоминает «бункер Гитлера», да еще и с грязным туалетом.
Учти www.sleepinginairports.net только плохое про парижский аэропорт, быть бы ему вторым, уступая лишь аэропорту Манилы (Филиппины). У самого худшего аэропорта мира плохо все: Терминал-1 — старый, с грязными туалетами и провалившимся потолком; терминал 3 имеет «структурные недостатки» (их перечень не приводится). «Забудьте о сне в этом аэропорту, — говорится в рейтинге. — Невозможно было глаза сомкнуть. Не только потому, что нет удобств, — у пассажиров еще и вещи крадут постоянно». Единственное утешение — бесплатный Wi-Fi.
Дальше в рейтинге худших идут аэропорты, где базируются лоукостеры и чартерные перевозчики, — парижский Beauvais (№2), франкфуртский Hahn (№6), лондонский Luton (№7), а также Orio Al Serio в Бергамо (№4). Первый славится тем, что на ночь закрывается, и пассажиров просят покинуть помещение. Надо быть готовым ютиться на скамейках, расположенных неподалеку от аэропорта, или разбить палаточный городок. В остальных аэропортах — дефицит кресел (а те, которые есть, столь неудобны, что все равно в них не уснешь); холодно и шумно (из-за громких объявлений и постоянной толпы), отвратительные туалеты. Советы бывалых звучат так: во-первых, успейте занять место на полу, во-вторых, запаситесь газетами, чтобы постелить их на грязную плитку. Все услуги, включая Wi-Fi, платные. Зато вы наверняка сэкономили на билете, утешают авторы рейтинга.
Пассажиры записали в категорию «плохие» аэропорты Рейкьявика, Киева и Пизы. Жалобы те же: нет условий для ночевки — ни удобных кресел, ни комфортной температуры, ни круглосуточных кафе; терминалы, как правило, переполнены; сотрудники службы безопасности грубы и своенравны. «Если охранники в аэропорту Рейкьявика в хорошем настроении, то они могут разрешить вам остаться на ночь, но вы должны сидеть с открытыми глазами», — еще одно описание предполетной пытки.
Российские аэропорты не попали в рейтинг. Впрочем, после прошлогодней истории, когда пассажиры сутками ждали вылета, «Шереметьево» и «Домодедово» пристало соревноваться с Манилой. Экстремальная ситуация (ледяной дождь и плохой менеджмент) показала, что аэропорты Москвы не способны обеспечить пассажирам мало-мальский комфорт: им негде было спать, с ними никто не разговаривал. В конце концов издерганный народ стал бунтовать — в частности, бить емкости для одежды и обуви на пунктах досмотра и лезть в драку с продавцами магазинов.
Я не поддерживаю такие методы борьбы за права потребителей, но сейчас не об этом. Все это происходило на фоне заявлений чиновников о том, что московские аэропорты должны существенно увеличить транзитный пассажиропоток: географическое положение России для этого просто идеальное. Именно за транзитного пассажира развернулась борьба между Сингапуром, Гонконгом, Сеулом и Куала-Лумпуром.
Каждый из аэропортов старается угодить, как может. Сделать так, чтобы положительная эмоция застряла в памяти человека, и он захотел бы вернуться. И добиваются они этого не только сервисом и услугами, но и — красотой. Это же незабываемо — увидеть в зале выдачи багажа огромную стену с 25 видами вьющихся растений!
За пять лет пассажиропоток через сингапурский аэропорт увеличился почти в полтора раза — до 50 млн пассажиров (прогноз на этот год). Получится ли у нас так же? «Шереметьево» уже пыталось сотрудничать с Чанги, но ничего не вышло. Сейчас Чанги работает с аэропортами юга — Сочи, Краснодар, Геленджик, Анапа. Я жду безупречной чистоты, доброжелательного персонала, правильной навигации, транспортной доступности, удобных кресел. И бабочек с орхидеями.